Житие святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского
Вопрос о почитании в епархиях Русской Православной Церкви святителя Иоанна (Максимовича) изучался нами еще в 1998–1999 годах. Именно тогда Синодальная комиссия по канонизации святых по благословению Святейшего Патриарха Алексия II рассмотрела обращение мирян, ходатайствующих о прославлении архиепископа Иоанна в лике общецерковных святых. После тщательного изучения этого вопроса члены комиссии пришли к единодушному мнению, что препятствий для почитания в лике святых архиепископа Иоанна (Максимовича) не имеется; не вызывают сомнений ни богоугодность его жизни, ни почитание при жизни и после кончины, ни многочисленные чудеса. Однако оставалось одно препятствие — отсутствие молитвенного общения между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью... Учитывая, что в прошлом году состоялось восстановление молитвенного и канонического общения Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью, есть все основания рассмотреть на настоящем Архиерейском Соборе вопрос об общецерковном прославлении святителя Иоанна (Максимовича).
Из доклада митрополита Крутицкого
и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе
Святитель Иоанн родился 4 июня 1896 года в имении своих родителей, потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей, в Харьковской губернии. При крещении он получил имя в честь святого Архистратига Божия Михаила. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из них — святитель Иоанн Тобольский — причислен к лику святых.
Когда подошло время учиться, родители определили Михаила в Петровский Полтавский кадетский корпус. Учился он отлично, в корпусе его любили, но он чувствовал, что ему следует избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с законоучителем кадетов протоиереем Сергием Четвериковым, известным автором книг о преподобном Паисии Величковском и о святых Оптинских старцах, и ректором семинарии архимандритом Варлаамом.
День окончания кадетского корпуса Михаилом Максимовичем совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру архиепископа Антония (Храповицкого). Этот архипастырь всю жизнь вдохновлял церковно-настроенную учащуюся молодежь к духовной жизни. Услышав о юном Михаиле Максимовиче, о котором уже заговорили в церковных кругах, он захотел с ним познакомиться. Так архиепископ Антоний стал его духовным руководителем.
Михаил поступил в Харьковский университет на юридический факультет, который он закончил в 1918 году, и в период правления на Украине гетмана Скоропадского некоторое время служил в городском суде. Но сердце будущего святителя стояло далеко от мира сего. Свободное от занятий в университете время он проводил за чтением духовной литературы, особенно выделяя при этом жития святых.
Однако наступившее лихолетие вынудило семью Максимовичей покинуть Родину и эвакуироваться в Югославию, где Михаилу удалось поступить на богословский факультет Университета святого Саввы в Белграде. Окончил он его в 1925 году. Еще учась на последнем курсе, Михаил в Белградской церкви был посвящен митрополитом Антонием во чтеца, а в 1926 году им же в монастыре Мильково пострижен в монашество, с наречением имени Иоанн, в честь его дальнего родственника святителя Иоанна Тобольского, и посвящен в иеродиаконы. В том же году, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, юный инок стал иеромонахом. Работал он законоучителем в сербской государственной гимназии, а с 1929 года стал преподавателем и воспитателем в семинарии святого апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле.
В Битоле святитель Иоанн снискал любовь своих воспитанников, и тогда же окружающим постепенно стали известны его духовные подвиги. Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию, а если не служил сам, то причащался Святых Христовых Таин, строго постился и ел обыкновенно один раз в день поздно вечером. Студенты-семинаристы первыми заметили, что святитель никогда не ложился спать, а если и засыпал, то только от полного изнеможения.
Епископ Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды перед уходом из семинарии он сказал, обратившись к небольшой группе семинаристов: «Дети, слушайте отца Иоанна; он — ангел Божий в человеческом образе».
В 1934 году Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принял решение возвести отца Иоанна в сан епископа Шанхайского, назначив его викарным архиереем Пекинской и Китайской епархии. Посвящение состоялось 28 мая 1934 года. Святитель Иоанн был последним из посвященных митрополитом Антонием епископов.
Молодой епископ прибыл из Сербии в Шанхай в 1935 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. На пристани собралось много людей, встречающих своего нового архипастыря. Среди дел, которые ожидали его здесь, было завершение строительства большого собора и разрешение возникшего юрисдикционного конфликта. Святитель Иоанн вскоре успокоил имевшее место нестроение и благополучно довел до конца постройку огромного собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», а также трехэтажного приходского дома с колокольней. Особое внимание он обращал на духовное образование детей, сам преподавал Закон Божий в старших классах Коммерческого училища и всегда присутствовал на экзаменах по Закону Божиему во всех православных школах Шанхая. Он был вдохновителем и руководителем постройки храмов, госпиталя, больницы для душевнобольных, приюта, домов для престарелых, общественной столовой, словом, всех общественных начинаний русского Шанхая. Святитель жил жизнью своей паствы. Он принимал прямое участие в жизни всех эмигрантских учреждений.
Однако, принимая живое и деятельное участие в столь многих светских делах, он был чужд миру. С первого же дня своего пребывания в Шанхае святитель, как и раньше, ежедневно служил Божественную литургию. Все суточные богослужения он совершал, ничего не пропуская, так что случалось, что на повечерии вычитывалось по пяти или более канонов, дабы почтить всех святых. По ночам он по-прежнему бодрствовал. Ежедневно посещал больных со Святыми Дарами. Его часто можно было видеть в ненастную погоду, в поздний час, идущего по улицам Шанхая пешком с посохом в руках в развивающейся от ветра рясе. Когда его спрашивали, куда он направляется в такую погоду, святитель отвечал: «Да здесь недалеко, нужно навестить такого-то или такую-то». Это «недалеко» зачастую было в нескольких километрах.
«Заботясь о спасении душ человеческих, — говорил святитель, — нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах». Одним из проявлений такой любви стал основанный им приют в честь святителя Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей. За 15 лет своего существования приют дал убежище многим сотням детей. Владыка сам собирал больных и голодающих детей с улиц и из темных закоулков Шанхая. Однажды он привел в приют маленькую девочку, «выменяв» ее у китайца за бутылку водки.
Во время японской оккупации, после того как два председателя Русского эмигрантского комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, святитель Иоанн сам вызвался стать временным главой русской колонии.
В 1945 году в России был избран новый Патриарх Московский Алексий I (Симанский). Некоторые иерархи Русской Зарубежной Церкви признали это избрание и перешли в юрисдикцию Московской Патриархии. Владыка Иоанн остался в подчинении Зарубежному Синоду. Вскоре он был возведен в сан архиепископа. Китайское гоминьдановское правительство признало его главой Русской Православной Церкви в Китае.
В конце 1940-х годов, с приходом к власти коммунистов, русские были вынуждены бежать из страны. В 1949 году почти пять тысяч русских беженцев из Китая находились в лагере Международной беженской организации на филиппинском острове Тубабао. Жили они там в палатках, в самых примитивных условиях. Сюда же были перевезены все дети приюта.
Святителю Иоанну не раз приходилось встречаться с представителями местной власти и просить их о помощи русским беженцам. Кто-то посоветовал ему лично отправиться в Вашингтон, чтобы попробовать договориться о переезде всех жителей лагеря в Америку. Архиепископ Антоний полетел в США и, вопреки всем препятствиям, добился этой цели.
В 1951 году архиепископ Иоанн возглавил Западно-Европейскую епархию. Благодаря знанию языков и, прежде всего, личному примеру благочестия, святитель привлек к православию многих европейцев.
Осенью 1962 года владыка Иоанн прибыл на свою последнюю кафедру — в город Сан-Франциско, в помощь состарившемуся и заболевшему старцу архиепископу Тихону. После его кончины святитель Иоанн стал правящим архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Прежде всего, необходимо было возобновить и завершить строительство нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», остановленное в связи с недостатком средств и резкими разногласиями, парализовавшими церковную общину. Раздоры зашли очень далеко, и последние годы жизни архиепископа Иоанна были исполнены горечью клеветы и преследований.
Тем не менее в 1964 году строительство самого большого храма Русской Зарубежной Церкви в Америке, украшенного пятью золотыми куполами, было в основном закончено. Воздвижение крестов было предварено торжественным крестным ходом при огромном стечении народа. Крестный ход хотели отменить из-за проливного дождя, но святитель с паствой вышел и с пением пошел по мокрым улицам города. Дождь перестал. Перед новым собором освятили кресты. При воздвижении главного креста просияло солнце, и на сверкающий крест опустился белый голубь. Это видимое торжество возносящихся православных крестов было завершающим победным событием в земной жизни святителя.
Святитель Иоанн почил 19 июня (ст. ст.) 1966 года, а 24 июня (ст. ст.) в соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско состоялось его торжественное отпевание. По блаженном преставлении своем святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся к нему с верою различные исцеления и чудотворения.
Осенью 1993 года Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви поручил нынешнему архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому вместе с двумя другими архипастырями освидетельствовать останки святителя Иоанна. 28 сентября (ст. ст.) после панихиды, отслуженной в усыпальнице архиепископа Иоанна, была снята крышка саркофага. Металлический гроб святителя во многих местах совершенно проржавел. Со страхом Божиим и с молитвой открыли гроб. Лицо святителя было закрыто, и все сразу обратили внимание на его светлые, нетленные руки. Помолившись, открыли лицо святителя и увидели нетленный лик Богом прославленного святого.
Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви прославил в лике святых святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, 19 июня (2 июля) 1994 года. Молитвами святителя Иоанна да сохранит Господь нас грешных от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти верным путем ко спасению.
День памяти свт. Иоанна
Шанхайского празднуется
19 июня (2 июля)
|