№ 4 (257) февраль 2003 года. / Образование

Следующая статья...»

Место религиозного образования в образовательной стратегии России.

Досточтимые члены президиума! Дорогие братья и сестры, друзья!

Проблемы отношений Церкви и государства, проблемы образования и другие вопросы обстоятельно изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Нет нужды повторять эти положения. Слишком противоречиво наследие ушедшего века и слишком трагично начало века грядущего, чтобы мы могли рассчитывать на беспроблемное сосуществование Церкви, гражданского общества и светского государства.

Россия, ее народы должны возвратиться к живым истокам национальной культуры и непреходящим нормам человеческого общежития, обеспечивающим межнациональное согласие и социальный мир. Именно здесь сходятся коренные интересы всех граждан России, независимо от их возраста, национальности, социального статуса, образовательного уровня, политической ориентации и вероисповедания. Разве не в восстановлении культурного единства общества, преемственности поколений заключена основная цель государственной образовательной стратегии? Об этом, кстати, говорится даже в таком документе как «Кельнская хартия целей и задач пожизненного обучения», принятом на встрече лидеров стран «восьмерки» 15 июня 1999 года. В этой хартии специально подчеркивается мысль о том, что образовательные системы обладают ярко выраженными национальными чертами и играют очень важную роль в развитии культурного образования.

Теперь нам всем приходится учиться заново, и система образования — это только одна из многих областей наступающего духовного всеобуча. Учиться придется всему российскому обществу, расколотому имущественными различиями, всем народам России, некоторые из которых, и в первую очередь русский народ, вновь испытали на себе незавидную участь разделения. Это разделение приобрело ныне особо уродливые формы, будь то глубокая пропасть имущественного неравенства или не менее бесчеловечное обличие зла — разделение по живому путем начертания на карте новых государственных границ, которые прошли через семьи и судьбы, разрушив покой и посеяв рознь между братьями. Задумаемся, разве есть какое-либо другое средство, способное оживить и поднять дух народа, кроме единой системы патриотического образования, создания единого информационного и образовательного пространства. Разве у системы народного образования есть другой путь к восстановлению всей полноты культурной жизни, кроме веры, органично объединяющей многие поколения, соединяющей в единый народ граждан России и миллионы российских соотечественников.

Мы хорошо понимаем, что потребуются годы и годы напряженной совместной и слаженной работы Церкви, государства и возрождающегося гражданского общества только лишь для расчистки завалов, образовавшихся в сознании людей. Народное образование должно ориентироваться на максимы духовного и нравственного становления, но, как минимум, оно не должно само превращаться в образование подобных завалов. Хотя именно такую задачу системе образования приходилось выполнять в эпоху насильственного насаждения безбожия. В расчистке завалов прошлого заключено истинное предназначение государственной образовательной стратегии, рассчитанной не только на детей и молодежь, но и на взрослых людей. Эта цель требует понимания той простой истины, что любая социальная или образовательная технология, любая политика, в том числе и политика в сфере образования, не самоцель, а всего лишь инструмент в руках человека, и от того, чему поклоняется и какие ценности разделяет человек, зависят результаты его политической деятельности, плоды народного образования.

Исцеление от социальных патологий — одна из центральных задач образовательной стратегии. Но вряд ли можно исцелиться от ненависти и насилия только средствами педагогики и просвещения. Чем меньше будет справедливости в обществе и чем глубже будет социальная пропасть, разрушающая соборное начало народной жизни, тем активнее будут проникать в массовое сознание ложные идеи и экстремистские установки. Поэтому совершенствование образовательной стратегии — это лишь звено в общенациональной стратегии долгосрочного развития России, которая должна быть построена на принципах разумного государственного и общественного служения, сообразно заповедям Божиим и культурной традиции.

Говоря о вызовах времени, следует отметить, что это не столько новые возможности для экономического или культурного роста России, сколько новые искушения и трудные испытания, через которые нам предстоит пройти сообща: верующим и неверующим, православным и тем инославным, для кого Россия — общая Родина и единая судьба. Мы должны быть готовы к тому, чтобы преодолеть неведомые пока трудности. Будет, наверное, не легче, чем это бывало в далеком и недалеком прошлом. Только бы не повторить роковые ошибки — об этом наши молитвы. Этому должны быть посвящены и совместные труды деятелей просвещения, представителей духовенства и мирян в тонком и деликатном деле образования умов и душ поколений, вступающих в жизнь.

Почти все понимают, что образовательная стратегия России в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова не может строиться без учета исторического, культурного и геополитического контекста. Но не все понимают и принимают простую истину: национальную стратегию невозможно построить, забыв о том, кому предстоит оценить нашу работу и всю нашу жизнь. Господь спросит нас за каждую загубленную судьбу и оставленную без духовного окормления душу. Мы помним слова Спасителя: «Слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания».

Великие жертвы, принесенные новомучениками во славу Христову в период невиданных гонений на Церковь в ХХ столетии, стали одной из самых трагических страниц отечественной и мировой истории. Нам еще предстоит осознать значимость происшедшего и вложить в души детей и взрослых чувство преклонения перед подвигом мучеников. Их имена и жития должны быть известны гражданам России с малых лет, так же как и подлинный смысл принесенных жертв. Эти жертвы были воистину искупительными для России — державы, которая никогда не умещалась в прокрустово ложе той или иной политической системы, не прерывала своей связи с питающими ее истоками. В мученическом подвиге духовных светочей России — вечные целительные силы и зерно надежды на ее возрождение, на восстановление связи между всеми соотечественниками и чадами Русской Православной Церкви. О том же думают, наверное, и представители иных культурообразующих конфессий.

Десятилетиями вколачиваемые в головы граждан, в том числе и через систему государственного образования, неуважительное и презрительное, а иногда и откровенно глумливое отношение к собственной национальной истории и святыням, неприятие всего, что составляет высшее проявление духовной жизни, не могли пройти без тяжких последствий, не оставив после себя множество искалеченных судеб, опустошенных временем сердец, неспособных к состраданию, подлинной любви и соборной жизни. Система образования и воспитания будет принуждена в течение долгого времени выполнять функции лечебницы, где ведется борьба за духовную жизнь и спасение каждого человека, каждой, пусть даже самой малой этнической группы. В этой работе учитель и священник равно востребованы временем.

Зададим себе вопрос: способны ли мы освободиться от отравленных ненавистью идей и пропитанных нетерпимостью предубеждений, давно проникших в учебники, школьные и вузовские программы? Ответ более чем скромен: пока еще мы делаем первые шаги на этом пути. При этом мы хорошо знаем, с каким невероятным трудом они даются и с каким ожесточенным сопротивлением иногда сталкиваются. Поэтому учиться придется и Церкви, которая ныне вновь по бездорожью прокладывает трудный путь социального служения и миссионерской деятельности. На этом пути нам по дороге с государственными структурами, поскольку каноническое пространство Русской Православной Церкви и образовательное пространство России, как и ряда других новообразованных стран, еще недавно составлявших единое государство, не могут не совпадать. Их органично объединяют общие духовные ценности народа и культурные традиции, великая литература и язык, на котором мы общаемся и обращаемся к Господу с молитвой.

Митрополит Солнечногорский СЕРГИЙ,
управляющий делами Московской Патриархии

Следующая статья...»

№ 5 (330) март 2006


№ 7 (332) апрель 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007








№ 1-2 (350-351) январь 2007



№ 8 (333) апрель 2006



№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 10 (311) май 2005


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика