№ 4 (281) февраль 2004 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Святейший Патриарх Алексий встретился с кардиналом Вальтером Каспером

22 февраля в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий принял делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. В делегацию Римско-Католической Церкви также вошли представитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини, секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фаррелл, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Юзеф Май и секретарь Представительства Святого Престола в Российской Федерации священник Анте Йозич. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов и сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Иоанн Лапидус. Перед началом встречи кардинал Вальтер Каспер передал Святейшему Патриарху Алексию письменное поздравление с 75-летним юбилеем от Папы Иоанна Павла II. Обращаясь к делегации Римско-Католической Церкви, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Отношения между нашими Церквами за последнее время сложились не лучшим образом, и, думаю, мы взаимно желаем обсудить существующие проблемы и найти пути их решения». Святейший Патриарх подчеркнул, что основной экклезиологический принцип в отношении Православных Церквей как Церквей-сестер должен реализовываться, однако создается впечатление, что в последнее время Римско-Католическая Церковь отказалась от этого принципа. Ежегодные встречи православных с представителями Папского совета по содействию христианскому единству позволяли обсуждать многие вопросы, в том числе и вопросы совместного служения в современном мире. «К сожалению, иногда решения, которые принимались на этих встречах, оставались только на бумаге, — отметил Патриарх Алексий. — Например, была достигнута договоренность о том, что при создании новых структур Римско-Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата священноначалие Русской Православной Церкви будет уведомляться заранее. К сожалению, эта договоренность была забыта. Четыре епархии на канонической территории Русской Православной Церкви были созданы, и мы узнали об этом уже после того, как было принято определение по этому вопросу». Создание провинции Римско-Католической Церкви на территории Русской Православной Церкви, образование митрополии во главе с митрополитом в Москве воспринимается Русской Православной Церковью как недружественный шаг: «Нам говорили, что это не Московский митрополит, а митрополит в Москве, но это казуистика». Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что прозелитическая деятельность, осуществляемая на территории России и СНГ, сегодня распространяется все шире. «В свое время, — сказал Святейший Патриарх, — еще в советский период, когда в Казахстане не было ни одного католического епископа и священника, Русская Православная Церковь выступала за то, чтобы католики, живущие в Казахстане, имели бы свое пастырское окормление. Мы очень много делаем для того, чтобы в нашей стране и других странах СНГ были бы мир и согласие между людьми, между разными конфессиями. Но прозелитическая деятельность католических миссионеров и монашеских орденов часто приводит к конфронтации. За последние дни я получил целый пакет бумаг из Нижнего Новгорода, где люди протестуют против создания католического монастыря. В Нижнем Новгороде есть католический костел, а верующих католиков немного, всего несколько десятков. Если мы хотим, чтобы между нашими Церквами были добрые братские отношения, то нам не надо возбуждать протесты, а именно они сегодня поступают со стороны многих общественных и культурных деятелей Нижнего Новгорода». Святейший Патриарх Алексий передал кардиналу Вальтеру Касперу те протесты, которые получил от общественности православный епископ в Нижнем Новгороде. Это свидетельство о том, как общественность города воспринимает создание католического женского монастыря. Из прошлых лет известны примеры, когда католические монахини, приезжающие в Россию, берут на себя функции создателей и руководителей детских домов и приютов, и российские дети, культурные корни которых уходят в православие, обращаются ими в католичество. Русская Православная Церковь, конечно, не может смотреть на это равнодушно. Это очевидные примеры прозелитизма, которого между Церквами-сестрами не может быть. Обсуждая вопрос о Греко-Католической Церкви, Святейший Патриарх отметил, что после 1946 года многие люди на Западной Украине — как перешедшие в православие, так и оставшиеся в душе униатами, — духовно окормлялись в православных храмах. Когда пришла религиозная свобода, следовало сказать спасибо Русской Православной Церкви за то, что она сделала для верующих Западной Украины в трудные годы атеистической власти. Однако события развивались иначе. «На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий: во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Православные верующие изгонялись из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни, силой захватывались храмы. Это можно было бы представить, если бы дело происходило в диком средневековье, но когда это происходит в конце цивилизованного двадцатого века в отношении Церкви-сестры, это представить невозможно. Сегодня идет распространение унии на Восточную и Южную Украину, Россию и Казахстан. На православно-католических богословских встречах во Фрайзинге мы договорились, что уния — это не путь к единству Церкви. Почему же с таким упорством кафедру главы униатской Церкви на Украине пытаются перенести из Львова в Киев и учредить патриархат? Учреждение патриархата поставит крест на наших отношениях на десятилетия. Уния распространяется и в России. В Москве уже два униатских прихода. Иногда нам говорят, что это самостоятельная Церковь. Нет, это часть Римско-Католической Церкви, и Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Вместе с тем Святейший Патриарх попросил не воспринимать его «как человека антикатолических настроений». «В течение 26 лет я был президентом Конференции Европейских Церквей, и мы развивали и углубляли отношения с Советом епископских конференций Европы. Я с благодарностью вспоминаю наше сотрудничество с кардиналом Эчегераем, кардиналом Мартини, покойным кардиналом Хьюмом, которые возглавляли Совет епископских конференций Европы, и у нас были братские отношения и взаимопонимание. Но то, что сейчас происходит на канонической территории Церкви, которую Господь судил мне возглавлять, вызывает серьезное беспокойство, и я не могу не говорить об этих проблемах, которые существуют между нашими Церквами». В ходе встречи отмечалось, что диалог между Церквами станет полезным только в том случае, если послужит решению существующих проблем, и была выражена надежда, что в будущем договоренности между двумя Церквами не останутся только на бумаге, но будут выполняться. Была также подчеркнута желательность сотрудничества Церквей в контексте динамично меняющейся Европы.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 11(384) июнь 2008



№ 12(385) июнь 2008




№ 13-14(386-387) июль 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 20(369) октябрь 2007


№ 12 (361) июнь 2007



№ 10 (359) май 2007




№ 9 (358) май 2007


№ 5 (354) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007






ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика