Русскость и искренность
Переосмысление последних десятилетий XX века стало одним из важных направлений современной мысли. Каждая публикация воспоминаний, дневников, монографий и художественных произведений о событиях времен «застоя» и «перестройки» сопровождается всплеском читательского интереса и дискуссиями в СМИ. Это в равной мере касается и авторов, живших в Советском Союзе, и тех, кто провел эти годы в эмиграции. Многие современные проблемы и явления уходят корнями именно в 70—90-е годы. Причем речь идет не только об общественно-политической жизни, но и о жизни церковной. Для православных большим событием стала публикация «Дневников» протоиерея Александра Шмемана (см. ЦВ № 6, 2006). Автор книг, оказавших значительное влияние на церковное возрождение в России, миссионер и богослов, ставший одной из ключевых фигур в устроении церковной жизни Православной Церкви в Америке, предстал перед нами как пастырь, размышляющий о судьбах Православия, о нестроениях церковной жизни в Европе и Америке, как русский человек на Западе, наблюдающий закат эмиграции. И вот, вслед за «Дневниками» отца Александра, вышли в свет «Дневники» Татьяны Горичевой. Это книга совсем другого настроения и тематики. Она охватывает период с 1980 по 2003 годы. Горичева — достаточно известный на Западе философ и публицист. Будучи высланной из Советского Союза за инакомыслие, Горичева выступала по всему миру с лекциями о России, а де факто — с проповедью Православия. В отличие от глубоко личных «Дневников» о. Александра Шмемана, «Дневники» Горичевой — скорее путевые заметки, сборник эссе. Вероятно, большая часть эмоциональных переживаний автора была изъята из публикуемой версии «Дневников». Мы практически ничего не знаем о семье Татьяны Горичевой, ее друзьях и духовных наставниках, о том, как складывались ее взаимоотношения с другими эмигрантами. Зато сопереживаем Горичевой, многие годы пытающейся донести весть о Православии до западных христиан. Среди ее слушателей — католики и протестанты, воинствующие феминистки и корейские монахини, простые люди со всех континентов, интересующиеся Россией или впервые услышавшие о ней. Перед читателем проходит вереница типажей, носителей самых разнообразных мировоззрений и предрассудков. Нельзя сказать, что мнение Горичевой о западной цивилизации целостно. Фрагментарность и неоднозначность ее высказываний не дают ответов на наши вопросы, а скорее побуждают искать их самостоятельно. Будучи наделенной мистическим и эмоциональным восприятием действительности, Горичева иногда слишком восторженно рассказывает, например, о современных католических «провидцах» и чудесах. Да и российскую действительность 90-х она воспринимает порой слишком наивно. Ценность этих «Дневников» в том, что мы можем проследить эволюцию взглядов Горичевой с того момента, как она, выросшая, сформировавшаяся и воцерковившаяся в СССР, впервые ступила на европейскую землю, до той поры, когда она, прожив в Европе двадцать лет, обретя там кров и признание, узнала Запад изнутри и стала сравнивать его с новой Россией. В первых главах автор передает нам свои свежие впечатления, местами поверхностные, в чем-то надуманные. Это напоминает литературный прием, когда подвергаемое авторской критике общество показано глазами «естественного человека», дикаря, случайно туда попавшего. Но дальше, по мере привыкания Горичевой к европейской жизни и более глубокого знакомства с людьми, ее записи становятся все более аналитичными. Многое из подмеченного автором в западной культуре 80-х — начала 90-х теперь можно отнести и к российскому обществу. Особый интерес представляют описания встреч Горичевой с западными мыслителями и богословами. Она рассказывает о кардинале Йозефе Ратцингере, о французском православном мыслителе Оливье Клемане и многих других. Центральная тема размышлений Горичевой — историческая судьба христианства, перспектива развития и взаимодействия христианских конфессий и их взаимоотношений с современным обществом. «Дух православия отличается от католичества и протестантства естественностью, доверчивостью и простотой в общении. Естественность свойственна всему русскому, ибо русскость — это искренность», — пишет Татьяна Горичева. Помимо дневниковых записей, в книгу вошла статья «Об обновленчестве, экуменизме и “политграмотности” верующих». Поводом к написанию статьи стали дискуссии о либеральном направлении церковной мысли в России и опасения автора, что православные в России замкнуты на самих себе и ведут себя так, «будто остального мира не существует». В этой статье Горичева убедительно показывает, что «российскими либералами сегодня не изобретается ничего нового, а лишь используется старый протестантский и католический багаж». К каким печальным последствиям привело «осовременивание» западных конфессий, автор убедительно демонстрирует на протяжении всей книги. Тех же, кто полемизирует с католиками и протестантами и использует в своей антиэкуменической риторике аргументы классического сравнительного богословия, Горичева уличает в войне с ветряными мельницами. Современный католицизм и протестантизм и богословски, и по принципам устроения церковной жизни очень далеки от того, какими они были в конце XIX — начале XX века. «Даже самые либеральные из православных имеют в виду под церковностью что-то гораздо более стройное и целостное, чем у теперешних протестантов на Западе», — считает Горичева. Она также указывает на то, что последствия решений II Ватиканского Собора размывают фундамент, на котором стоит здание Католической Церкви, что общее обмирщение западного сознания неизбежно влияет и на сознание церковное. В своей статье Горичева проводит параллели между некоторыми тенденциями на Западе и в России, указывает на те факторы российской церковной жизни, которые затрудняют диалог между христианскими конфессиями даже по тем немногим направлениям, по которым он еще возможен. Книга Татьяны Горичевой — важное историческое свидетельство о взаимоотношениях России и Запада, о диалоге православия с инославием на самых разных уровнях, возможность для православных взглянуть на себя со стороны и задуматься о дальнейших путях развития Церкви и общества. К сожалению, издательство «Русский хронограф», издавшее «Дневники» Горичевой, не уделило должного внимания оформлению: старомодная обложка и плохое качество фотографий сильно портят общее впечатление от книги.
|