№ 12-13 (241-242) июнь 2002 / Святыни

Следующая статья...»

Возвращение Святыни

45,84 Kb [399X458]Практически все древнейшие монастыри и храмы России тесно связаны общим историческим прошлым. Между Москвой и Вологдой родство установлено преподобным Кириллом Белозерским. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Кирилл был архимандритом Симонова монастыря. Известно, что, оставив настоятельство, он удалился в «безмолвие келейное» в Старое Симоново, где просил Бога и Пречистую Его Матерь направить его на путь спасения. Однажды, совершая акафист Пресвятой Богородице, он услышал голос от Ее иконы: «Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро. Там бо уготовах ти место, на нем же возможеши спастися».

В сиянии, исходившем от иконы, увидел преподобный и то место, где Царица Небесная благословила его создать обитель. Преподобный Кирилл и его сомолитвенник, инок Симоновского монастыря Ферапонт, отправились на Север. В глухих лесах вологодской земли выросли монастыри и храмы, просияли многие праведники и угодники Божии.

С тех пор в Старом Симонове многое изменилось. В 1509 г. деревянный храм Рождества Богородицы был перестроен и стал каменным. В 1927 году храм закрыли, а позже превратили в компрессорную станцию. В 1980 году, еще до «перестройки», здесь начались реставрационные работы, а в 1989 храм был возвращен Церкви и заново освящен. В храм пришло много святынь — частицы мощей святых угодников Божиих, чудотворные иконы. Среди них оказалась и древняя икона святителя Николая, по преданию, принадлежавшая письму Дионисия Глушицкого — одного из знаменитых иконописцев северной Руси, расписывавшего Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь.

«Эта икона попала в наш храм неслучайно, — рассказывает протоиерей Владимир Силовьев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. — В нашем храме есть придел святителя Николая, и мы чтим святителя Николая как покровителя героев Куликовской битвы, которые покоятся в нашем храме под спудом. Недавно было принято решение вернуть икону на Вологодскую землю. Мы испросили на это благословение Святейшего Патриарха».

23,62 Kb [295X441]Раньше эта святыня находилась в женском Николо-Озерецком монастыре. Когда большевики закрывали монастырь, игумения распределила иконы между сестрами, чтобы те унесли их по домам и сохранили. Главную святыню обители — чтимую чудотворную икону святителя Николая — она отдала архиепископу Рафаилу (Прозоровскому). Архиепископ Рафаил погиб в сталинских лагерях, а икону до недавнего времени хранили у себя дома его родственники, которые и передали ее в храм Рождества Пресвятой Богородицы.

С первых дней, как в храме появилась эта святыня, в Старом Симонове помнили о том, что она должна вернуться на Вологодчину. И вот время для этого пришло. Правда, за годы богоборческой власти северные обители и храмы очень сильно пострадали, а от Николо-Озерецкой женской обители вообще не осталось камня на камне. Поэтому икону было решено передать Горицкой Воскресенской обители — единственному в Вологодской епархии действующему женскому монастырю.

Воскресенский Горицкий женский монастырь — куда ныне передана икона свт. Николая — обязан своим основанием московскому великокняжескому роду. Устройство его связано с именем княгини Ефросиньи, супруги последнего удельного князя Андрея Старицкого, младшего сына Ивана III. Сохранились свидетельства о том, что созданная Ефросиньей в 1544 году обитель оказалась местом ее заключения, а затем и трагической гибели. В 1563 году, уличенная вместе с сыном, князем Владимиром Старицким, «в неправде», она была насильно пострижена Иваном Грозным в монахини под именем Евдокии и отправлена в ссылку. С тех пор Горицкий монастырь, достаточно уединенный и отдаленный от столицы, превратился в место заточения жен и родственниц подвергнутых опале знатных лиц. Монастырь находится на берегу реки Шексны, у подножия горы Мауры, господствующей над окрестностями. С вершины ее открывается великолепный вид на окружающую местность.

Путь иконы из Москвы в Вологду начался от стен Николо-Угрешского монастыря. Перед отправкой в Горицкий монастырь икону привезли сюда на два дня на поклонение богомольцам. Николо-Угрешский монастырь — центр почитания святителя Николая на Руси. Здесь был отслужен молебен.

А ранним утром 19 июня, в канун праздника преподобного Кирилла Белозерского, настоятель храма рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев и наместник Николо-Угрешской обители архимандрит Вениамин (Зарицкий) отправились на север России, чтобы вернуть святыню на Вологодскую землю.

32,14 Kb [540X381]Путь оказался дольше, чем ожидалось. От Москвы до Вологды— около семи часов езды на машине, но из-за технических трудностей ехали почти весь день, так что едва-едва успели на всенощное бдение в Кирилло-Белозерский монастырь. Затем они отправились в Горицкую обитель, расположенную примерно в семи километрах от Кирилло-Белозерского монастыря. После праздничного всенощного бдения и молебна святителю и чудотворцу Николаю, протоиерей Владимир Силовьев в присутствии епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана передал чудотворную икону настоятельнице Горицкой обители монахине Евфалии.

«Мы очень благодарны отцу Владимиру за этот дар, эту святыню, которую сегодня он возвращает на Вологодскую землю, — сказал епископ Максимилиан. — Дай Бог, чтобы эта икона святителя и чудотворца Николая служила объединению людей, чтобы исполнением заповедей и воззрением на святые иконы побеждалась всякая рознь. Это очень ценный дар для всей Вологодской епархии».

20 июня, в день праздника преподобного Кирилла Белозерского, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан совершил Божественную литургию в монастырском храме преподобного Кирилла Белозерского. После богослужения духовенство и прихожане прошли крестным ходом вокруг внешних стен монастыря. На маленькой монастырской пристани на берегу Свирского озера епископ Максимилиан совершил освящение воды.

Сегодня на Вологодчине всего три действующих монастыря. Насельников в обителях не много: двое в Кирилло-Белозерском, трое в Павло-Обнорском и восемь сестер — в Горицком женском монастыре.

Возвращение сюда древних святынь имеет огромное духовное значение для возрождения церковной жизни на Вологодской земле.

Следующая статья...»

№ 4 (305) февраль 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 7 (308) апрель 2005


№ 8 (309) апрель-май 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 11 (335) июнь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 8 (357) апрель 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 11 (360) июнь 2007


№ 8 (357) апрель 2007



№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 12 (313) июнь 2005


№ 13-14 (290-291) июль 2004





№ 12 (289) июнь 2004










№ 8 (285) апрель 2004


№ 15(268) август2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика