Дискуссия о военном духовенстве продолжается
На страницах ЦВ уже высказывались различные мнения о возможности введения института военного духовенства в российской армии (см. ЦВ № 6, 2006). На днях Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с официальными разъяснениями.
Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины. Более того, полноценная жизнь человека в армии немыслима без реализации религиозной свободы, гарантированной Конституцией России. К сожалению, до сих пор не разработан реальный правовой механизм обеспечения этой свободы для верующих людей, несущих военную службу. Необходимость специальных законодательных решений вытекает из того факта, что в воинских частях существует особый режим, ограничивающий военнослужащих в получении духовного попечения.
Опыт зарубежных стран показывает, что успешному решению многих проблем в армии способствует институт военного духовенства, поддерживаемый государством. Доступ священнослужителей к военнослужащим может быть эффективно обеспечен только в случае включения священников в организационную структуру Вооруженных сил. Такая практика давно существует в подавляющем большинстве стран мира, в частности в Великобритании, Германии, Канаде, Франции, США и других. По этому пути уже пошли страны Балтии и Армения. Также решение о создании института военного духовенства принято на Украине и в Грузии. Однако использование зарубежного опыта не должно разрушать положительные наработки отечественной системы воспитательной работы в войсках, а военное духовенство — подменять собой существующие органы воспитательной работы в армии. Его представители призваны трудиться рука об руку с командирами и офицерами-воспитателями.
Опыт зарубежных стран также свидетельствует о том, что институт военного духовенства повышает моральный дух в армии и способствует созиданию межрелигиозного мира среди военнослужащих. Однако это возможно при условии, что армия не рассматривается как поле для миссионерской деятельности, на котором различные религии борются за привлечение новых последователей. Следовательно, в армейской среде должны работать только те религиозные объединения, члены которых несут военную службу, причем среди своих последователей.
Наконец, отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. Она придает более человечный характер военной службе, укрепляет моральные силы воинов, наполняет военную службу глубоким нравственным содержанием. Все это способствует укреплению страны и приносит реальную общественную пользу.
Положительно оценивая идею законодательного оформления института военного духовенства, Русская Православная Церковь считает, что это послужит закреплению и развитию наиболее плодотворных форм сотрудничества религиозных организаций и армии.
|