IV всезарубежный собор
IV Всезарубежный Собор, состоявшийся 7—14 мая в Сан-Франциско, сделал большой и важный шаг на пути восстановления канонического церковного единства. В выступлениях делегатов и в итоговых документах Собора Зарубежная Церковь говорит решительное «да» воссоединению с Церковью в России. В ближайшее время будет опубликован основной объединительный документ — Акт о каноническом общении, и с его содержанием смогут ознакомиться клир и паствы обеих частей Русской Церкви. Тогда же будут сообщены детали церемонии его торжественного подписания. Материалы нашей тематической вкладки не могут в полной мере отразить всю панораму Собора — тексты докладов значительно превышают объем всей нашей газеты. Однако наиболее важные и принципиальные документы нашли свое отражение в наших публикациях.
Открытие IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) состоялось в воскресенье 7 мая в Сан-Франциско, в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Божественную литургию возглавил Первоиерарх РПЦЗ Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр в сослужении представителя Сербской Православной Церкви и почетного делегата Собора митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, а также архипастырей РПЦЗ и делегатов в священном сане. После литургии было совершено молебное пение о призывании помощи Святого Духа и «Об участницех священнаго собора, от всего рассеяния собравшихся и ожидающих благодати Святаго Духа, и требующих от Бога помощи и заступления...».
После обеда делегаты собрались в кафедральном соборе для участия в церемониале открытия IV Всезарубежного Собора. На середине храма на аналое лежали старинное Евангелие и крест. У амвона был поставлен архиерейский стол. На солее, по обеим сторонам Царских врат, были установлены аналои с лежащими на них святынями. Внесенную в храм Одигитрию русского зарубежья — Курскую-Коренную икону Божией Матери встретило всенародное пение тропаря чтимому образу Богородицы: «Яко Необоримую Стену...».
Высокопреосвященнейший председатель Собора Митрополит Лавр выступил с докладом, в котором всесторонне освятил историю Русской Православной Церкви Заграницей, ее современную жизнь, ее диалог с Московским Патриархатом и перспективы на будущее. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр подчеркнул, что РПЦЗ всегда рассматривала себя канонической частью великой Российской Церкви и чаяла восстановления прерванного в силу исторических обстоятельств единства Церкви.
С первым докладом — на тему «Духовно-историческое наследие Русской Зарубежной Церкви» — на IV Всезарубежном Соборе выступил протоиерей Николай Карыпов, настоятель Покровского собора в г. Мельбурне (Австралия).
Послеобеденное заседание было открыто докладом иерея Николая Савченко (Санкт-Петербург, Россия) «Восстановление евхаристического общения и преодоление разделений в церковной истории». Со своим комментарием к этому докладу выступил протоиерей Пимен Саймон, настоятель единоверческого прихода РПЦЗ (г. Ири, Пенсильвания, США).
Следующим по программе выступил почетный делегат Собора от Сербской Православной Церкви Высокопреосвященнейший митрополит Черноморский и Приморский Амфилохий, который представил два сообщения — «Восстановление единства — опыт Сербской Православной Церкви» и «Экуменизм. Отношение к нему Сербской Церкви и современное положение во Всемирном Совете Церквей».
Во второй день работы Собора с докладом «На путях к уврачеванию разделения в Русской Церкви: предсоборный процесс» выступил архиепископ Берлинский и Германский Марк, заметитель председателя Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом. Докладчик отметил, что РПЦЗ во все годы своего существования старалась оказывать помощь Русской Церкви. Он напомнил, что РПЦЗ не хотела создавать в пределах России параллельную иерархию, но, к сожалению, со временем потеряла эти ориентиры, и признал, что хиротония во епископа архимандрита Валентина Русанцова в Суздале была ошибкой. В числе перешедших в РПЦЗ бывших священнослужителей РПЦ МП было немало недостойных людей. «В 1990-х годах приснопамятный архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний убеждал нас обращать внимание на положительные перемены в России, но мы, к сожалению, его тогда не услышали», — отметил докладчик. Подводя итоги продолжающегося уже три года переговорного процесса, архиепископ Марк подчеркнул: «Нельзя ожидать, что на нем будет достигнуто по всем пунктам полное и согласное единомыслие. Но, если мы готовы покориться воле Божией, мы добьемся единства».
На послеобеденном пленарном заседании Собора с докладами выступили члены Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом. Вступительное сообщение о работе согласительных комиссий РПЦЗ и РПЦ МП было сделано секретарем комиссии протоиереем Александром Лебедевым (Спасо-Преображенский собор, г. Лос-Анджелес, США). Доклад, посвященный взаимоотношениям между Церковью и государством, был сделан протоиереем Николаем Артемовым (г. Мюнхен, Германия). О том, как обсуждались во время переговорного процесса вопросы, связанные с экуменизмом, рассказали иерей Николай Савченко (Санкт-Петербург) и архимандрит Лука (Свято-Троицкий монастырь, г. Джорданвилл, США). О канонических, административных и имущественных вопросах, обсуждавшихся в ходе переговорного процесса, говорил епископ Вевейский Амвросий (Швейцария).
Выступая на соборе, епископ Ишимский Евтихий отметил, что он принял епископство в целях помочь нормализовать положение с приходами РПЦЗ на территории России. Это было сложным и не всегда удачным служением. Он поддержал идею объединения Российской Церкви, но призвал подходить к нему со всяким вниманием, не допуская раскола внутри Русской Зарубежной Церкви.
После этого выступления секретарь Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московской Патриархией митрофорный протоиерей Александр Лебедев ознакомил делегатов Собора с текстом проекта «Акта о каноническом общении» и разъяснил возможные последствия этого документа для будущей жизни и канонического устройства РПЦЗ. Оживленное обсуждение Акта (выступило около 40 человек) прошло в духе соборности и братской любви.
В четвертый день работы председатель Предсоборной комиссии Преосвященный архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион огласил проект Резолюции по вопросу нормализации отношений между РПЦЗ и МП. Далее последовали прения по Резолюции.
Преосвященный епископ Ишимский и Сибирский Евтихий огласил окончательный текст единодушно принятой Резолюции (129 членов Собора проголосовало за, 6 — против).
Затем вплоть до закрытия Всезарубежного Собора делегаты обсуждали проблемы и задачи миссии и служения РПЦЗ. Протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, в докладе «Задача православного прихода в наши дни» подчеркнул, что нужно возродить в соборном сознании РПЦЗ — в сознании ее пастырей и пасомых — высокую идею церковной общины и прихода. Только приход, действительно осознавший себя неотъемлемой частью Тела Христова, будет в состоянии бороться с тем, что препятствует нашему спасению — со злом и грехом. Только в приходе, помнящем, что его корни восходят к временам Деяний апостольских, может быть оказана действенная помощь бедным, обездоленным и просто нуждающимся в добром слове.
Далее на Соборе выступили: чтец Георгий Скок (Канада) с докладом «Церковь, молодежь и ее нужды», протоиерей Гавриил Макаров (Австралия) — «Проблемы молодежи и путь к их решению», Бернард Де Каро (Швейцария) — «Православное свидетельство на Западе», иерей Андрей Филлипс (Великобритания) — «Задачи нашей Церкви в XXI веке» и архимандрит Лука (США) — «Миссия Русской Зарубежной Церкви».
В шестой день члены Собора перешли к рассмотрению проектов резолюций о служении и миссии Русской Зарубежной Церкви в современном мире и соборного послания. Проект Послания поддержали 102 делегата, 3 проголосовали против, 15 воздержалось.
Последний рабочий день Собора завершился торжественным всенощным бдением, которое возглавил Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр.
В воскресенье 14 мая, в Неделю о расслабленном, состоялось закрытие Всезарубежного Собора. Божественную литургию возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр в сослужении 12 архипастырей, 48 священников и 14 диаконов.
|