Епископ Якутский и Ленский Зосима: Якутия ждет тех, кто готов к миссионерскому служению
— Ваше Преосвященство, в этом году исполняется 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского. Расскажите, пожалуйста, как эту дату отметили в Якутии.
— Юбилей широко отмечается во всех епархиях Дальнего Востока, где жил и трудился святитель Иннокентий. В Якутской епархии торжества начались в Ленске — первом городе, построенном русскими на якутской земле. В 2001 году Ленск был целиком смыт наводнением и затем отстроен фактически заново. В городе возведен и уже освящен храм во имя святителя Иннокентия. В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия из Троице-Сергиевой лавры нам была передана частица мощей святителя.
В начале лета был совершен переход из Якутска до Охотского моря — той самой дорогой, по которой когда-то ехал святитель Иннокентий.
Уже второй год в нашей епархии совершается миссионерский сплав по Лене. За это время в поселках вдоль реки было построено и освящено три храма и часовня.
— Как в вашей епархии осуществляется подготовка священнослужителей?
— В прошлом году мы открыли духовное училище. Для нас это жизненно важно — большинство наших студентов не смогли бы поехать на пять лет в центральные семинарии ввиду нехватки средств и колоссальных расстояний. К тому же, многие привыкли к традиционным условиям жизни.
Например, у нас в первом классе учится юкагир из Среднеколымска. Юкагиры очень немногочисленный народ — их во всем мире осталось около ста пятидесяти человек. У них свой язык, своя оленеводческая культура. Конечно, для нашего учащегося-юкагира оторваться от своей общности и поехать далеко — очень трудно. Он, даже обучаясь в нашем училище в Якутске, и то часто приходит ко мне с просьбой: «Отпустите меня в тайгу, я не могу без тайги». Приходится на некоторое время его отпускать, чтобы погулял и вернулся обратно учиться.
Можно смело говорить, что многие представители молодежи в многоциональной Якутии искренне желают духовного возрождения своих народов и приходят с этим желанием учиться к нам.
— Как ведется миссионерская работа в вашей епархии? Находит ли она поддержку у местных властей?
— Да, у нас очень добрые отношения с нынешним руководством республики, и многие храмы у нас строятся только благодаря поддержке власти. Народ наш — а в большинстве своем это оленеводы, охотники, — крайне беден и не имеет средств на строительство или восстановление церквей. Однако существует программа, в соответствии с которой мы восстанавливаем храмы или строим новые в тех местах, где уже сложились достаточно крепкие общины.
Принцип у нас очень простой: сначала приезжают миссионеры — от одного до трех человек (у нас в епархии действует миссионерский отдел). Они начинают работать с населением, собирают заинтересованных людей и объединяют их в небольшую общину, которую поручается опекать одному из наших священников. Сейчас в нашей епархии 28 священников, и все они миссионеры. Каждый опекает вверенные ему миссионерские приходы. В течение года священник обязан их посетить — хотя бы один–два раза, потому что есть такие места, куда и не каждый год можно приехать.
— А насколько сильны в Якутии языческие традиции?
— Сегодня идет возрождение национальных традиций, возрождаются национальные праздники, причем многие из них восстанавливаются по очень древним обрядам, которые в XIX–XX веках были довольно крепко забыты. Сейчас все это потихоньку восстанавливается благодаря усилиям ученых-этнологов и интеллигенции.
Параллельно с этим возрождается духовная жизнь республики, возрождается православие. Народ Якутии глубоко православный, и 375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства, которые мы теперь отмечаем, это еще и 375 лет православия в Якутии. Как отмечали исследователи середины XIX века, к тому времени 99,9 % жителей Якутии были крещеными — это уникальный феномен для всего Дальнего Востока. Единственный народ, который целиком принял православие, это именно якуты.
У нас в республике нет ни национализма, ни религиозных конфликтов. Сейчас мы возрождаем православные праздники и традиции, например на Крещение — купание и водоосвящение. И если в первый год искупались около пяти тысяч человек, то на следующий год таких было уже около 30 тысяч.
— В миссионерских поездках по епархии участвуют и приезжие из центральной России?
— Да, в эти поездки мы ежегодно приглашаем гостей из-за пределов Якутии. Мы приглашаем к сотрудничеству тех, кому есть что сказать, есть чем поделиться. В первый год с нами ездили учащиеся Калужской духовной семинарии, в этом году — студенты Свято-Тихоновского университета и Ярославской духовной семинарии.
Однако тот, кто едет в Якутию, должен быть человеком верующим и очень чистым. Есть такое выражение: чем дальше на север, тем батюшки добрее. Но это же касается и жителей Севера. Наш народ очень чуткий. Если люди почувствуют в нас неискренность, они просто развернутся и уйдут. Миссионерство — это именно служение. Якутия нуждается в тех, кто готов к этому служению, она ждет таких людей — и мирян, и пастырей.
Беседовал
диакон Александр Волков
|