Наследие любви
Жизнь митрополита Антония была насыщена многими событиями и свершениями. Он не только словом, но и делом призывал народ Божий к вере и правде, к жизни по христианским заповедям, верности Матери Церкви и послушанию священноначалию. Всей своей жизнью владыка Антоний свидетельствовал, что только во Христе и Его Церкви человек обретает мир и покой. Он стремился донести до каждого слова Спасителя: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
Из приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам и гостям конференции
Внимание к проповедям и беседам митрополита Сурожского Антония (1914– 2003) остается высоким уже не одно десятилетие. В конце сентября в Москве состоялась конференция, посвященная осмыслению его духовного наследия. В работе форума приняли участие священнослужители и миряне из России и стран Западной Европы. Они обсудили самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в христианские аспекты психологии, медицины, педагогики, его влияние на различные области современной культуры.
Митрополит Антоний Сурожский (Блум), выдающийся пастырь и проповедник, широко известен православным христианам во всем мире. Более пятидесяти лет он служил Русской Православной Церкви в Великобритании, привлекая многие тысячи людей ко Христу своей неустанной проповедью Евангелия.
Особенность наследия владыки состоит в том, что он ничего специально не писал, не готовил заранее: в своих выступлениях он обращался с живым словом к каждому человеку. Все его книги, изданные в России и за рубежом, были подготовлены по магнитофонным записям и сохранили интонацию этого живого слова. В России проповеди митрополита Антония звучали многие десятилетия в эфире русской службы Би-Би-Си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его выступлений расходились далеко за пределы Москвы.
На конференции, посвященной осмыслению наследия митрополита Антония, собрались духовные чада владыки, его сотрудники по лондонскому служению, москвичи, знавшие его еще со времени его приездов в Москву в 70–80-х годах. В переполненном зале библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» царила удивительная атмосфера любви и братства.
Первый день работы конференции, организованной фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и библиотекой-фондом «Русское Зарубежье», объединил доклады на тему «Богословие. Пастырство».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил приветствие участникам конференции (см. с. 9). С приветственным посланием к ним также обратился председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В его послании отмечена роль митрополита Антония как пастыря, проповедника и духовного наставника, «одного из столпов Русского церковного Зарубежья». Митрополит Антоний «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве. Он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях».
Митрополит Филарет также отметил особые заслуги митрополита Антония «в деле христианской проповеди в других странах, где он долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе и в контексте межхристианского взаимодействия».
Говоря о богословском даре митрополита Антония, митрополит Филарет подчеркнул, что этот дар он стяжал «многолетним духовным и молитвенным деланием».
Другая важная черта личности митрополита Антония — это «подлинная церковная культура»: «Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом», являя собой образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими — ближними и дальними», — этими словами заканчивается обращение митрополита Филарета.
Открывая конференцию, директор библиотеки-фонда «Русское зарубежье» Виктор Москвин сформулировал три основных вопроса, которые планировалось обсудить участникам форума: «В чем состоит учение митрополита Антония?», «В чем состояло дело его жизни?» и «Как оно может быть продолжено нами?». Поиск ответа на эти вопросы поможет почитателям митрополита Антония перейти к решению последней задачи: «Что нам делать без него, и чего он ждет от нас?».
Игумен Петр (Мещеринов), сотрудник Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, сделал полемический доклад на тему «Пастырские аспекты наследия митрополита Антония». Он назвал его «великим пастырем XX века», значение которого для современного христианства трудно переоценить. «Образ и жизнь митрополита Антония являются примером для православных христиан, а слова — руководством к действию». Владыка Антоний был «делателем жатвы Христовой», тем, кто «своей жизнью, своими делами, своей молитвой, любовью, болью за людей, сопереживанием им, своим словом... свидетельствовал о Христе».
Пастырский метод митрополита Антония «базируется на глубоком, подлинно евангельском уважении к личности человека, к свободе его нравственного выбора». И именно эта «чрезвычайно важная сторона христианства», по мнению игумена Петра, «остается плохо понимаемой и реализуемой в нашей современной православной действительности».
Актуальность пастырской позиции митрополита Антония заключается в его уверенности, что «человек не просто лично ответственен, но именно нравственно ответственен за себя и за Церковь, за свои отношения с Богом и ближними».
По словам игумена Петра, главное в образе и наследии митрополита Сурожского Антония — пример благородной христианской «частности», которая «плодоносит и оборачивается подлинной церковностью — то есть зрелостью и самоценностью личности, с одной стороны, и открытостью к общинности, с другой... Будущее — именно за той церковностью, образец которой являл владыка Антоний».
Доклад игумена Петра вызвал полемику среди участников конференции. С репликой на тему осмысления понятий «частный человек» и «соборность» выступил Александр Кырлежев, свою точку зрения высказала Анна Шмаина-Великанова.
Протоиерей Стефан Хедли, который исповедовался у митрополита Антония в течение 35 лет, а также неоднократно сослужил ему, рассказал о жизни и учении митрополита Антония как о проповеди евангельской простоты. «О чем бы ни говорил владыка, он говорил с глубоким пониманием и тех, кто принадлежал к Православной Церкви, и тех, кто приближался ко Христу». Митрополит Антоний говорил и писал, что «человек должен быть самим собой, потому что именно это надо принести Богу». О. Стефан отметил, что митрополит Антоний, «подлинный епископ», «шел в ногу со временем, ничего не изменяя в Христовом учении».
Александр Кырлежев, сотрудник Синодальной богословской комиссии, представил доклад «Митрополит Антоний: контекст жизни и служения», посвященный богословскому наследию и жизненному пути архипастыря. Он рассказал об уникальном опыте экклезиологии (учении о Церкви) митрополита Антония, сочетающем в себе принадлежность к диаспоре с «неотмирностью» Церкви, ее принципиальной «экстерриториальностью».
Богословие митрополита Антония А.Кырлежев определяет как «керигматическое», то есть не схоластическое, «школьное», а основанное на возвещении Благой Вести в живой проповеди. В митрополите Антонии счастливо соединились свойства «врача душевного» и «врача телесного», что позволяло ему воспринимать «целостного человека, вместе с его телом». Докладчик отметил дар «живого, прямого слова» у владыки Антония, выделив при этом не только «обладание значимым опытом» прорыва в духовную сферу, но и способность его передавать. Митрополит Антоний был «кафолической» личностью, его «невозможно идеологизировать; необходимо осмысливать его духовное наследие», — отметил А.Кырлежев.
Протоиерей Сергий Овсянников, настоятель Свято-Никольского прихода в Амстердаме, близко знавший владыку Антония, рассказал о его опыте присутствия «здесь и сейчас». Он выделил способность митрополита Антония к «полному вниманию, сосредоточенности, погружению в проблему». Владыка Антоний «не брал на себя чужую проблему, а приглашал третьего — Христа — присоединиться к разговору с человеком». Он также рассказал о том, как митрополит Антоний совершал таинство исповеди: «Исповедь становилась зеркалом, в котором человек видел сам себя в свете Христа». О. Сергий рассказал об аскетическом делании митрополита Антония, о его призыве быть «здесь и сейчас»: не пытаться постоянно контролировать настоящее, жалеть о прошлом или строить планы на будущее, а хотя бы по пять минут в день ощущать себя в присутствии Божием.
Преподаватель РГГУ Анна Шмаина-Великанова сделала доклад на тему «Понятие повседневной святости у митрополита Антония». Она рассказала об основных особенностях русской святости, выделенных владыкой Антонием. Среди них — «бесконечное терпение; максимальная приближенность ко Христу в его униженности; предельная самоотдача в любви, готовность любить, никого не осуждая».
Историк Елена Белякова рассказала о канонических основах Устава Сурожской епархии. Для митрополита Антония диаспора была «не переходным моментом до возвращения на Родину», а «реальным рождением Церкви, существующим вне человеческих ограничений». Именно это понимание отразилось в Уставе новой епархии. К его главным особенностям можно отнести то, что он продолжает традиции Собора 1917–1918 гг. Евхаристия в Уставе названа центральным моментом деятельности Церкви, а епархия рассматривается как единая евхаристическая община. К основным формам общинной жизни относятся приход, малый приход и монашеская община. По мнению Е.Беляковой, Устав Сурожской епархии не оставляет места так называемому «профессиональному» священству, когда совершение литургии переходит в разряд одного из видов повседневной работы.
В рамках конференции состоялся круглый стол на тему «Контуры учения митрополита Антония», участники которого — протоиерей Сергий Овсянников, протодиакон Петр Скорер, Анна Шмаина-Великанова, поэт Ольга Седакова, режиссер Валентина Матвеева и другие — вспоминали о встречах и общении с владыкой, о его отношении к людям, в котором «максимальная требовательность» сочеталась с «полным пониманием и состраданием».
На второй день работы конференции, 29 сентября, прозвучали доклады о том, как наследие митрополита Антония духовно укрепляет тех, кто занимается психологией, педагогикой, медициной, душепопечением в хосписе. Были затронуты темы образа Церкви в секулярном мире, ее восприятия с точки зрения философии общения.
Священник Христофор Хилл, настоятель домового храма Святой Троицы при Первом московском хосписе, рассказал о своем опыте работы с умирающими, а также прочел доклад отсутствующей коллеги по работе в хосписе Федерики де Грааф, которая более 20 лет жила и работала в Лондоне рядом с митрополитом Антонием. По ее словам, владыка учил состраданию, советовал забыть о своих собственных переживаниях. Сострадание он понимал не как жалость, но как «творческий подход к горю человека, позволяющий принять его горе на глубине, так, чтобы он был не один в своем страдании». О. Христофор поделился опытом молитвенного молчания, которое проповедовал митрополит Антоний: «В хосписе слова не помогают, надо развивать умение слышать, что владыка Антоний делал гениально». В заключение он отметил: «Чем больше будет хосписов, стоящих на принципах митрополита Антония, тем лучше будет для России».
Темой доклада психолога Федора Василюка была категория понимания у митрополита Антония. У владыки был особый дар понимания «всей душой и всем собой», «дар быть ближним», считает психолог. Однако «неудобно быть с ближним; гораздо лучше быть с “дальним”, а еще лучше — со “средним”», общение всегда несет в себе риск. Но митрополит Антоний был готов к этому риску, поскольку опирался на опыт встречи с живым Христом: он увидел Его в отрочестве «на расстоянии вытянутой руки», поэтому и другого человека был способен видеть именно на этом расстоянии, необходимом для полноты общения.
В последний день работы конференции, 30 сентября, прозвучали доклады деятелей искусства о митрополите Антонии как проповеднике и пастыре, оказавшем значительное влияние не только на духовных чад, но и на различные области современной культуры. Состоялся показ документального фильма о митрополите Антонии «Апостол любви» режиссера Валентины Матвеевой.
Завершил конференцию круглый стол, на котором участники конференции рассказали о возможных путях сохранения и осмысления наследия митрополита Антония. После этого в конференц-зале протоиерей Сергий Овсянников отслужил панихиду по митрополиту Антонию.
|