№ 11 (288) июнь 2004 / История

Следующая статья...»

День избрания

6 июня 1990 года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором присутствовало 90 архиереев (епархиальные и викарные). В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятом Юбилейным Поместным Собором в 1988 году, только 75 из присутствующих архиереев могли быть избраны кандидатами на Патриарший престол. Ограничения касались возраста и гражданства архиереев. Каждому архиерею был предоставлен список всех 75 митрополитов, архиепископов и епископов. Надлежало указать или одно (или два-три) лицо, которое достойно быть избранным кандидатом на Патриарший Престол. После подсчета выяснилось, что митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был отмечен 37 раз, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир — 34 раза, митрополит Киевский и Галицкий Филарет — 25 раз, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — 25 раз, и в пределах от одного до десяти раз — митрополиты Филарет Минский, Питирим Волоколамский, Кирилл Смоленский и другие. Почти две трети членов Собора указали на два имени: митрополит Алексий и митрополит Владимир.

Сразу определились два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов — митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир. Третий кандидат должен был определиться при повторном голосовании, поскольку митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий набрали одинаковое количество голосов. С перевесом в один голос определился третий кандидат — митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

Утром 7 июня в Троице-Сергиеву лавру прибыли члены Поместного Собора Русской Православной Церкви: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян, 39 посланников монастырей и 8 представителей духовных школ — всего 317 делегатов.

Собор открылся совершением Божественной литургии в Троицком соборе Лавры, а заседания проходили в Сергиевом трапезном храме.

Список из трех кандидатов, предложенных Архиерейским Собором, был утвержден открытым голосованием. Собор приступил к выдвижению новых имен, уже от лица всего Собора; группа не менее чем из двенадцати членов Собора выдвигала нового кандидата для включения его в список для голосования при избрании на вдовствующий Патриарший престол; далее члены Собора открытым голосованием определяли свое согласие на включение данного имени в означенный список. В результате ни один из вновь выдвинутых кандидатов не был включен в окончательный список для голосования, то есть не набрал положенных 50% голосов (159 голосов).

Из 308 голосовавших членов Собора 101 проголосовал против всех трех кандидатов, — это те члены Собора, которые уже твердо определились в своем выборе — или митрополит Алексий, или митрополит Владимир.

Список кандидатов остался прежним, то есть таким, который был выработан Архиерейским Собором.

Лавра была полна людей, хотя свободного входа в нее не было. Какое-то предчувствие радости и перемен, возбужденное состояние и как будто бы беспричинные улыбки и восклицания, казалось, охватили всех. Мы с моим другом протоиереем Павлом Недосекиным, секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, прохаживаясь, вступаем то в одну беседу, то в другую; говорим о шансах кандидатов, мечтаем об добрых переменах, обсуждаем вдруг возникшие проблемы. Вдруг выясняется, что есть возможность при совершении интронизации вручить новопоставленному Патриарху посох святителя Петра Московского. Какая связь времен! Какое благословение! На иконах святителя Петра он изображается как строитель храмов. Не таков ли будет и новый Патриарх? Проносится слух, что голосование по трем кандидатурам уже завершилось, но Счетная комиссия не может подвести итоги, поскольку не проголосовал один архиерей, который прибыл на Собор, но по причине болезни остался в Москве в гостинице. И говорят, будто бы в Москву отправились члены Собора с урной для голосования.

Все ждут возвращения соборных посланников, возбуждение нарастает...

Тем временем в Соборной зале продолжались прения по докладу Местоблюстителя.

Наконец, митрополит Сурожский Антоний, председатель Счетной комиссии, огласил результаты голосования: роздано бюллетеней — 318; в урне оказалось 317 бюллетеней, из них 6 недействительных и 312 действительных; митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий получил 139 голосов; митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир получил 107 голосов; митрополит Киевский и Галицкий Филарет получил 66 голосов.

Ни один из кандидатов не набрал необходимых 157 голосов (более 50%), чтобы считаться избранным. Поэтому был назначен второй тур голосования, чтобы из двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, избрать того, кому уготовано быть Патриархом Всероссийским.

Время — около 9 часов вечера. В Соборной зале спало состояние закрытости, уже не только члены Собора входят и выходят, но и гости свободно входят и наблюдают эти судьбоносные деяния и мгновения. Я со своей кинокамерой расположился на подоконнике у Серафимовского придела и вблизи наблюдаю рабочую суету Президиума, Счетной комиссии и Секретариата.  Около 22 часов из Сергиевского алтаря, где проходил подсчет голосов, вышел митрополит Владимир, что-то стал делать, куда-то пошел, — и тут мы с моим другом решили, что избранный не стал бы совершать каких-либо публичных движений, что избраннику не пристало делать пусть важных, но не церемониальных выходов. Поэтому до оглашения результатов голосования некоторым из нас стало ясно, что избран митрополит Алексий. Наконец весь Президиум Собора занимает свои места, из алтаря спокойно и величаво выходит митрополит Алексий и садится на свое прежнее место за столом Президиума. Слово предоставляется председателю Счетной комиссии митрополиту Сурожскому Антонию, который огласил следующие результаты: количество голосовавших — 317; количество бюллетеней в урне — 317, из них недействительных 8 и действительных 309; за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия проголосовало 166 человек; за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира проголосовало 143 человека.

В соответствии с принятым регламентом избрания Патриарха считается избранным митрополит Алексий.

Это было в 22 часа 20 минут 7 июня 1990 года.

Еще некоторое волнение, еще мысли «а что», «а как», «а они-то хотели», «а он-то так старался» и прочие суетные помыслы. Но Промысл идет своим чередом, — зачитывается Грамота, подписанная всеми членами Поместного Собора Русской Православной Церкви: «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Алексию, митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. Изволением Святого Духа освященный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в составе Преосвященных архипастырей, представителей клира, честного иночества и мирян Русской Православной Церкви, избрал Вашу Святыню Патриархом Московским и всея Руси». И сразу же был составлен соответствующий акт.

Начался благодарственный молебен, который возглавил новоизбранный Патриарх Алексий. На молебне читалось Евангелие о десяти прокаженных. И вот, я помню, — вольно или невольно то мне увиделось, — когда чтение дошло до слов Спасителя: «Не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася, возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? И рече ему: востав, иди, вера твоя спасе тя», новоизбранный Патриарх улыбнулся. Досужие знатоки всяких доводов и вымыслов все гадали, кто будет патриархом, и при этом выпирали то образование, то угодность государству, то национальность, то фамилию и прочие человеческие хотения. Господь же показал, что избрание — это дело двоих, Господа и избираемого Господом. Господь равно все очищает, но очистившиеся приносят разную хвалу и веру Богу, и по мере веры им дается блаженное спасение. Когда я увидел улыбку после слов «иноплеменник сей», то мне хотелось воскликнуть «Аксиос!». Именно в этот момент я почувствовал, как Собор будто бы приподнялся над землею в каком-то порыве вопроса-утверждения: «Как можно было рассуждать и сомневаться? Ведь очевидно, что именно митрополит Алексий должен был быть Патриархом? Зачем этот утомительный марафон с бюллетенями, урнами и числами? Ведь ясно — Алексий Патриарх, и никто иной».

Если говорят, что в Соборах действует благодать Духа Святого, то для меня это был момент реального ощущения такой благодати, когда все ликовало от великого Деяния Божия.

По окончании молебна с приветственным словом к Новоизбранному Патриарху Алексию обратился старейший по епископской хиротонии архиерей — архиепископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий:

«Ваше Святейшество! Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на вдовствующий престол Патриарха Московского и всея Руси Вашу Святыню пятнадцатым светильником Всероссийского Патриаршего престола. Радуемся и сорадуемся. От всего сердца и от всей души приветствуем Ваше Святейшество. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Русской Православной Церкви и спасительным для Вашей Святыни».

Новоизбранный Патриарх ответил кратким благодарением и попросил молитвенной помощи на предстоящее служение. Далее все члены и гости Собора стали подходить под благословение Избранника, поздравляя его и выражая свою теплейшую радость об этом великом Церковном Деянии. И мне представилась возможность подойти к новому Святителю, при этом я таил в себе особую связь с Избранником. Дело в том, что при подготовке акта канонизации блаженной Ксении Петербургской я был привлечен к работе Синодальной комиссии по канонизации святых; моей задачей было изыскание всех материалов и подготовка текста жития и формулы канонизации. Но инициатором прославления блаженной Ксении и восстановления ее часовни на Смоленском кладбище Ленинграда был митрополит Ленинградский Алексий. Он совершал великое и видное дело, а я — малое и незаметное, но блаженная Ксения видела со своих блаженных обителей и великого митрополита, и малого раба, — поэтому, подойдя под благословение новоизбранного Патриарха Алексия, я всю свою радость вложил в слова: «Желаю Вам предстательства пред Богом и молитвенной помощи блаженной Ксении Петербургской».

Было уже за полночь. Немногим ранее мы пережили Пасху Христову, и вот она второй раз в году пришла к нам на Русь. Хотелось ходить по спящему Загорску и всем возвещать радость великую — избрание нового Патриарха. В два часа ночи мы добрели до дома профессора А.И. Осипова и разбудили его с восклицаниями: «У нас есть новый Патриарх!». Той ночью мы с моим другом протоиереем Павлом не заснули. Звезды на небе светили каким-то светом надежды, — начиналась новая жизнь. Так мы лично познали, что такое избрание Православного Патриарха. Какая бы ни была формула избрания Патриарха, но благодать Духа Святого совершает и освящает деяния тех, которые собираются во Имя Господа Иисуса Христа.

Из книги О.Шведова «Как избирались Московские Патриархи»

Следующая статья...»

№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14 (362-363) июль2007




№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 11 (312) июнь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика