№ 12-13 (241-242) июнь 2002 / Святость

Следующая статья...»

Новомученики молятся о нас

27,88 Kb [324X243]— Николай Евгеньевич, расскажите, как начиналась эта работа.
— Работа над информационной базой по новомученикам и исповедникам российским была начата в 1990 г., еще до создания Свято-Тихоновского института. После его создания в 1992 г. работа вышла на новый уровень. Святейший Патриарх благословил «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви ХХ века в Православном Свято-Тихоновском богословском институте». Сюда был передан архив, собранный Синодальной комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, работавшей под руководством Высокопреосвященного Владимира (Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.
— После этого Синодальная комиссия больше не занималась сбором сведений о новомучениках?
— Синодальная комиссия практически прекратила свое существование. Это было связано с тем, что поток писем от граждан в Комиссию постепенно иссякал: в первой половине 90-х годов все, кто мог написать о своих пострадавших родственниках, уже написали. Оказалось, что собранных сведений не так уж и много, родственники написали менее чем о двух тысячах человек.
— Эти письма шли самотеком?
— Нельзя сказать, что это был самотек. Потому что о деятельности Комиссии объявлялось по телевидению, в различных изданиях печатались воззвания от имени Патриарха. Но, к сожалению, результат оказался, можно даже сказать, плачевным. Поскольку, по нашим оценкам, пострадало за веру от полумиллиона до миллиона человек.
— Кто работал с вами над созданием базы данных по новомученикам?
— Начиная с 90-го года, в этой работе успели поучаствовать больше 50 человек. Среди них были студенты, сотрудники и преподаватели Свято-Тихоновского института и многих других вузов, научных институтов; просто люди, болеющие вопросами церковной истории, горячие христиане, которые были готовы как-то послужить Русской Церкви. У многих из них родные пострадали за Христа. Они готовы были брать наши материалы, обрабатывать их, вводить в компьютер.
— Как вам удалось найти этих помощников?
6,97 Kb— На собраниях нашего Братства во имя Всемилостивого Спаса, которое охватывает 15 храмов, мы объявляли о том, что нами ведется такая работа. Как только в 1990 г. было создано Братство, при нем была организована информационная секция, которая начала работу по сбору сведений о новомучениках. Два года мы работали параллельно с Синодальной комиссией. А когда был создан Свято-Тихоновский институт, информационная секция братства преобразовалась в кафедру информатики института.
— Видимо, мысль о том, что необходимо собирать сведения о новомучениках и исповедниках, возникла задолго до того, как это было официально разрешено?
— Мученики — это соль Церкви. Как еще в древние времена сказал Тертуллиан, «кровь мучеников — это семя христианства». Поэтому начиная с 1917 года находились люди, которые собирали сведения о пострадавших. И всегда безбожное правительство наиболее жестоко преследовало именно стремление составить такие списки. В советское время это было абсолютно запрещено и каралось.
История нашего братства начинается с 80-х годов, при том что официально оно существует с 1990 года. И все эти десять лет как бы подпольного существования велась работа по сбору сведений о пострадавших за веру. Тогда еще были живы многие из свидетелей тех гонений, и собирать сведения было в чем-то проще.
— Вы не могли бы назвать имена людей, которые в советское время составляли эти списки?
— Среди эмигрантов был человек, который всю жизнь посвятил этой работе. Это протопресвитер Михаил Польский, который сам сидел в советских лагерях и у которого в этих лагерях погибла дочь. Собирать сведения о пострадавших он начал еще в России, а потом уехал за границу и там продолжил свою работу, которой и посвятил всю жизнь.
Но ему удалось собрать всего около 500 имен. На Западе заниматься такой работой было труднее, чем здесь. Сведения часто доходили до него лишь урывками, во многих случаях ему приходилось довольствоваться короткими сообщениями людей, которые случайно слышали о ком-то из пострадавших. Бывало, что уточнить или перепроверить справку он просто не мог, и это, конечно, сказалось на достоверности его книги «Новые мученики российские».
Самым близким к нам исследователем и нашим крупнейшим предшественником, который тоже пострадал за сбор сведений по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке, был Михаил Ефимович Губонин (1907—1971). По его материалам издана книга «Акты Святейшего Патриарха Тихона», в которой, кроме всего прочего, названо очень много репрессированных деятелей Русской Православной Церкви. Он получил срок, был в ссылке, но, несмотря ни на что, сумел собрать колоссальный исторический архив.
— А в каком виде хранились собранные им материалы?
— Замечательным, очень разборчивым почерком им были переписаны самые разнообразные документы. Он, например, создал полную картотеку всех епископов тех лет, причем не только епископов Московской Патриархии, но и обновленцев, раскольников, — в общей сложности там содержится около 2000 имен. Картотека опубликована как приложение к «Актам Святейшего Патриарха Тихона», и на ее основе мы тоже создали базу данных.
— Вся работа по сбору сведений о пострадавших сосредоточена сейчас в Москве?
— Нет, конечно, это не так. У нас сформировалась достаточно широкая сеть корреспондентов. К сожалению, не в каждой епархии Русской Православной Церкви есть люди, сотрудничающие с нами, но примерно в половине епархий такие люди есть. Конечно, хотелось бы, чтобы не только в каждой епархии, но и в каждом городе, в каждом монастыре нашлись бы такие исследователи. Исследователи истории монастырей особенно важны, потому что монахи в первую очередь подвергались репрессиям, а с другой стороны, многие из них были наиболее стойки в исповедании веры.
Сильная исследовательская группа сложилась в Петербурге под руководством профессора, преподавателя Петербургской духовной академии протоиерея Владимира Сорокина и А. Я. Разумова. Очень хорошие группы работают в Ярославле и Оренбурге. В Крыму живет исследователь протоиерей Николай Доненко. В Белоруссии работает группа под руководством свящ. Феодора Кривоноса. Он уже издал две книги, в которых собраны подробные житийные факты о новомучениках, их проповеди, переписка. Надо сказать, что поле деятельности для желающих заниматься историей Русской Православной Церкви в ХХ веке необычайно широко. Но все исследователи понимают значение центральной базы биографических данных и помогают нам в ее создании.
— В чем заключается ежедневная работа вашей группы?
— Мы, конечно, живем в условиях редчайшей нищеты, и в каком-то смысле вся эта работа делается на энтузиазме. У нас есть только один штатный сотрудник— это секретарь кафедры Людмила Сергеевна Аристова. Она принимает телефонные звонки, электронную почту, координирует действия наших помощников, вводит информацию в базу данных. Хочу упомянуть также Николая Сомина и Владимира Тищенко, которые уже десять лет бесплатно администрируют сервер нашей базы данных.
— В процессе работы вы общаетесь с представителями исторической науки?
— На богословских конференциях Свято-Тихоновского института, которые ежегодно проходят в МГУ, всегда выступают ученые-историки, которые занимаются историей Русской Церкви. Это преподавали разных вузов, профессора, доктора исторических наук, и мы, конечно, с ними общаемся, поскольку наши научные интересы естественно пересекаются. Однако ни в России, ни за границей подобных компьютерных центров, по-моему, не существует.
— Сколько имен находится сейчас в базе данных института?
— Число имен пострадавших за веру, учтенных в нашей базе данных, превысило 20000. Знаете, когда мы получили от Синодальной комиссии первые 2000 имен, у всех было такое горькое чувство, что больше 10 тысяч нам уже никак не собрать. А теперь, когда собрано уже больше 20 тысяч, мы видим, что это совсем не предел... Вы наверное понимаете, что мы испытываем.
— Посетители вашей базы данных в интернете, наверное, не только читают, но и делятся с вами сведениями?
— Да, этот источник информации становится все более важным и заметным. Сейчас из базы данных каждые сутки выдается в среднем около 3 тысяч справок для пользователей из самых разных стран мира. Статистика нашей посещаемости постоянно растет.
— Кто помогает вам поддерживать ваш сайт в интернете?
— В 1996 году Российский фонд фундаментальных исследований выделил нам грант на эту работу. Благодаря этому мы купили всю технику, в том числе и интернет-сервер, на котором размещена сейчас база данных. Сервер подключен к мировой сети через Вычислительный центр Российской академии наук. Уже в течение шести лет нам бесплатно предоставляется эта услуга, за что мы, конечно, очень благодарны.
— Публикуете ли вы ваши материалы где-то еще, кроме интернета?
— Да, мы выпустили первый том справочника, в который вошло 4500 имен от А до К.
— Сотрудничаете ли вы с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия»?
— Да, к нам постоянно обращаются за справками, некоторые статьи нам дают на рецензию или для проверки исторических фактов. Но, к сожалению, должен сказать, что были случаи, когда к нам забывали обратиться, и в результате в некоторые статьи о новомучениках проникли фактические ошибки.
— С Комиссией по канонизации вы, должно быть, тоже тесно сотрудничаете?
— Сейчас из сонма новомучеников к лику святых причислены около 1200 человек, а у нас в базе— 20 тысяч имен. Когда обсуждается какая-либо кандидатура, всегда берется справка из этой базы данных. Мы, со своей стороны, от имени Свято-Тихоновского института тоже предлагаем кандидатуры для рассмотрения. Наш ректор прот. Владимир Воробьев — постоянный член Комиссии по канонизации.
— Не могли бы вы подробнее рассказать о работе в архивах?
— Непосредственно работой в архивах занимается Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви при Свято-Тихоновском институте. Кроме архивов КГБ, работа ведется в Главном архиве РФ, куда передана значительная часть дел. Общий принцип этой работы выглядит так. В первую очередь исследуются непосредственно церковные дела. Например, берется дело епископа или священника такого-то, и всех, кто проходит по этому делу, мы считаем пострадавшими за веру, вне зависимости от официальных обвинений. Что касается достоверности этих обвинений, то мне вспомнилось сейчас дело одного священника из города Белозерска, по которому было расстреляно ровно сто человек. Очевидно, что это было просто уничтожение церковных людей по разнарядке. Оформлялось это чаще всего как дело об антисоветской церковной группировке. Бывало и так, что дело — не чисто церковное, но по нему привлекаются священники, регенты и т.д.
В тех делах, по которым привлекались только миряне, уже бывает труднее разобраться. Понятно, что все или, по крайней мере, большинство пострадавших были верующими. Например, так называемые «кулаки» — это просто порядочные трудолюбивые люди, православные христиане, которые свои убеждения не спешили менять, за что и пострадали. Но четкую грань здесь трудно провести.
— В житии святителя Димитрия Ростовского рассказывается, как во время его работы над житием одного из древних мучеников святой сам явился ему и повелел поправить некоторые факты. Происходит ли что-то подобное сейчас?
— О таких прямых чудесах я ничего не могу сказать, но ощущение постоянной молитвенной помощи новомучеников не покидает нас никогда. Оказалось, что не столько народ помнит новомучеников, сколько новомученики помнят о нас. Но это настолько удивительно, как они стали являться из разных дел, там, где по своему человеческому рассуждению мы никогда бы их не нашли в этих огромных архивах... КГБ очень старательно уничтожал за собой следы, и когда мы вдруг находим в каком-то совершенно постороннем деле след, который в конце концов позволяет нам найти новых людей и узнать об их подвигах, то все мы, конечно, относимся к этому, как к чуду.

  Семен Соколов  

Следующая статья...»

№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 3 (280) январь 2004





№ 1-2 (278-279) январь 2004

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика