№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Пастырский опыт

Следующая статья...»

Отец Александр Мень

Семьдесят лет назад, 22 января 1935 года, родился известный теперь всему миру проповедник и миссионер — протоиерей Александр Мень. Пятнадцать лет назад его убили. Но все эти годы отец Александр проповедует без устали и преград через свои книги, свидетельствуя об опыте своей земной жизни с Воскресшим Христом. Эти книги не устарели, не увяли, не потеряли своей актуальности. За пятнадцать лет Русская Церковь прошла большой исторический путь.  Новые люди наполнили храмы, новые священники проповедуют и вместе с мирянами ведут миссионерскую деятельность. Какую память мы храним о тех, кого Господь поставил пастырями и проповедниками Слова Божия в трудные годы XX века?

Из пятидесяти пяти лет жизни двадцать отец Александр служил непосредственно на пушкинской земле, где многие могли его видеть, слышать, знать, общаться с ним. Но, как это часто бывает, истинное сокровище человеческого гения, когда оно рядом с нами, мы не умеем распознать и оценить — напротив, предлагаем такому человеку «быть как все». Но слава Богу, что такие люди, как отец Александр Мень, верны Богу, Церкви, своему народу и служат там, где их поставил Господь, несмотря на то что окружающие считают своим долгом чинить им всевозможные препятствия. Но, повторюсь, такие люди служат Богу и людям, а не своей славе и благополучию. Поэтому, выполняя волю Божию, они остаются там, где их гонят и убивают (как тысячи новомучеников российских после «Великого» октября). Это первое, чем может гордиться Российская земля и Русская Церковь в год 70-летия отца Александра. Он не бросил свою землю, потому что сюда послал его Бог, не обиделся на власть и гонителей, не желал им зла (а только прозрения и вразумления), не написал ни в чей адрес ни одной агрессивной или злобной статьи. Вместо этого тот, кому уже где-то вынашивался приговор, предлагал всей стране услышать Добрую Весть о спасении. Он был гораздо мудрее и благороднее тех, кто его боялись и, находясь под властью тьмы, «не ведали, что творили». Отец Александр это прекрасно понимал и не «бил лежачего и слабого», а пытался его поднять до достоинства человека.

За пятнадцать лет после его гибели мне не встретилось ни одного человека, который, видя его хоть раз в жизни, отозвался бы о нем неуважительно или недоброжелательно.

Он был чрезвычайно требователен к себе и снисходителен к другим. Какой бы краткой и якобы «случайной» не была его встреча с человеком, задачей его было оставить в душе собеседника след Божественного света, чтобы в ней началось движение в сторону Истины и спасения. По воспоминаниям людей, которые имели с отцом Александром такие краткие непредвиденные встречи (в магазине, автобусе, на рынке, на кладбище, за освящением куличей или на Новодеревенском шоссе), он вносил свежую струю интереса к жизни, пробуждал своими простыми словами и добрым отношением чувство благодарности и самоуважения. После встречи с ним поднималось настроение, хотелось жить. Для многих это до сих пор самое светлое воспоминание в жизни.

А сколько людей сокрушаются, что не успели прийти к нему в храм после такой «случайной» встречи? Мы должны быть благодарны подобным свидетельствам о том, как настойчиво стучался Господь через отца Александра в сердца людей, пути которых пересекались с его на подмосковной земле.

Перед любым из нас всегда стоит выбор — принять в свое сердце человека или явление, активно отвергнуть или остаться равнодушным и бесчувственным. В нашем отношении к отцу Александру это тоже справедливо. И никто, разумеется, не хочет навязать его миро-восприятие, его мысли и духовный опыт, его книги, проповеди и беседы как «самые истинные и непревзойденные». Просто земляки отца Александра, ищущие Бога и пришедшие к Нему, могли бы с не меньшей пользой обогатить себя опытом нашего православного пастыря, чем верующие Дальнего Востока, Сибири, юга и севера России и многих других стран. Для этого надо лишь доверять Богу и самому себе, учиться думать и жаждать встречи со Христом.

Отец Александр знал о многих нелепицах и клевете, которые возводили на него завистники и которые наш доверчивый народ так легко принимает, потому что «непонятно и страшно». Но, к счастью, он был одарен прекрасным чувством юмора, смирением и очень трезвым пониманием, что есть человек. Поэтому отец Александр не отвлекался на все эти «кошмары», которыми мучались его недоброжелатели, а стойко служил Христу и Церкви теми дарами, которые он получил от Бога.

И как здесь не удивиться и не задуматься над тем, к чему такая милость Божия ко всем нам, современникам отца Александра? Зачем и почему (здесь такие вопросы вполне уместны) нам послан был человек, в котором жил Дух Божий и который был светом миру, по слову Евангелия. Можно сказать словами апостола Павла, что в нем любовь была непритворна, и с детства он, отвращаясь от зла, прилеплялся к добру, в усердии не ослабевал, духом пламенел, Господу служил, со своей стороны был в мире со всеми. Никому не воздавал злом за зло. И не желал ничем из полученных даров хвалиться и тщеславиться, а с благодарностью нес крест миссионера и апостола.

Кто захочет заново всмотреться и вдуматься в путь этого замечательного пастыря, чтобы не упустить возможности услышать через него волю Божию, пусть задумается не над словами людей, его не знавших и не понявших, а над его делами. Советский режим так заботился о больных, сиротах, стариках, умирающих, что под страхом наказания запрещал священникам приходить к этим людям для помощи. Отец Александр ходил к несчастным людям на свой страх и риск, и по домам, и в больницы — всюду, куда звали. Он первый пришел и в детские больницы, и в школы, и в институты. Он знал, что Бог и на нашей земле, рано или поздно, предоставит Церкви возможность помогать страдающим, поэтому задолго до официального разрешения кесаря он услышал разрешение Божие. Кто знает, что такое присутствие священника в болезни и страдании, тот не сможет не возблагодарить за верность и мужество отца Александра.

Вспомним несколько слов самого отца Александра и те слова из Писания, которыми он жил как силой Божией.

Часто можно было слышать и в частных беседах, и в церкви его предупреждение, что к Богу без благоговения приблизиться невозможно, что услышать Его можно только во внутренней тишине и молчании. Он жил и руководствовался словами апостола Павла — «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Это не была самонадеянность или дерзость, — это была незыблемая вера. Когда кто-либо приходил к нему с сомнениями или усталостью на христианском пути, он напоминал слова апостола Петра к Иисусу Христу: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), или: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Не раз он повторял слова Спасителя: «...претерпевший же до конца — спасется» (Мф. 24, 13). Унывающим отец Александр приводил слова апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16). Благодарности он вообще придавал первостепенное значение, говоря что человек начинается с воздержания и благодарности.

Когда у людей возникали споры или сомнения, в чем же должна проявляться настоящая православная вера, что есть главное, а что второстепенное в духовной жизни, он отсылал к опыту апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23). Он часто напоминал своим духовным чадам завещание Иисуса Христа Своим ученикам и последователям: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 13, 35; 17, 21). Зная силу и чудо смирения, он частенько, как бы про себя и для себя, повторял: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Это был человек горячей ревности о Боге, и поэтому, видя небрежность, неверность, нерадение по отношению к святыне, он часто с болью и строгостью говорил: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).

Отец Александр жил во Христе и умер во Христе, чтобы нам с вами было легче пройти путь веры в современном мире.

 

Из слова митрополита ЮвеналиЯ                             в день памЯти протоиереЯ Александра МенЯ 9 сентЯбрЯ 2002 ГОДА

Я часто говорю, что молодым людям и новому поколению духовенства, может быть, неведома та цена свободы, которую они сегодня имеют в жизни Церкви. Но в те годы речь шла о жизни и смерти. Многие погибли. И мы в 2000 году соборно, поименно и безымянных, еще нам неизвестных мучеников причислили к лику святых. По нашим мыслям, их больше, чем в первые века христианства, известные страшными гонениями. И как ценно было для Церкви, что именно в тот период открытого и неявного гонения на Церковь Господь воздвигал в Своем народе ревностных проповедников слова Божия и служителей Церкви.

Мы о многих знаем, по-разному сегодня мир к ним относится, но мы сегодня скажем об отце Александре — он не был сломлен атмосферой государственного атеизма. В то время, когда не престижно было быть священником, он всего себя посвятил пастырскому служению. Слава Богу, сохранились видеозаписи его встреч с молодежью, со студентами, в период, когда нас уже пускали за порог храма для проповеди слова Божия. И как радостно сейчас вспомнить, что когда антирелигиозная пропаганда рисовала образ невежественного пастыря, перед людьми выступал человек интеллектуально одаренный, знающий все и свободно, порой даже с юмором говорящий с современным человеком и особенно с молодежью. Таким запомнился нам о. Александр. Он не был одиночкой-философом или религиозным учителем. Он был верный и преданный сын Церкви Христовой.

И вот поэтому, дорогие братья и сестры, проходят годы, а мы в день убиения его собираемся около могилы, молимся в том храме, в котором он прослужил 20 лет, радуемся, что храм находится не в том ветхом, убогом состоянии, как тогда, когда отец Александр тут был. Я помню, как и в следующие годы после его смерти хожу по алтарю с каждением вокруг престола, а половицы скрипят и престол шатается. Но теперь во имя отца Александра многие обратили внимание на это место. И отреставрирован этот дорогой для нас в духовном плане Сретенский храм. А рядом построен целый комплекс с храмом Александра Невского...

Так всегда бывает в Церкви. С уходом верных служителей не прекращается, не умирает дело Божие, и мы сегодня уже среди вас видим новые молодые лица, которые, может быть, пришли к Богу через чтение проповедей отца Александра, через ознакомление с его творениями, которые теперь повсюду можно приобрести. Вот почему я хочу закончить тем же, с чего начал: Господь создал Церковь Свою, и врата адовы Ее не одолеют. Церковь Христова — наша жизнь, наша надежда... Вам, духовным чадам отца Александра, хочу сказать: вы во имя его памяти будьте верны Христу и Его Церкви.

Вот с этими мыслями мы возблагодарим Бога, что среди нас был такой ревностный служитель Христов, который во тьме проповедовал свет Христов, и этот свет наполнял тогда души людей. Помолимся о упокоении души отца Александра в Царствии Небесном.

Следующая статья...»

№ 22 (251) ноябрь 2002 года


№ №7 (260) Апрель 2003 г.


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


№ 12(265) июнь2003 г


№ 16(269) август2003


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 20(273) октябрь 2003


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 1-2 (302-303) январь 2005
Отец Александр Мень


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 6 (331) март 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 9 (382) май 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 16(269) август2003




№ 12(265) июнь2003 г




№ 9-10 (262-263) май 2003 г.




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика