Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир: «МЫ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬСЯ И БЛАГОДАРИТЬ БОГА ЗА ВСЕ, ЧТО ОН НАМ ДАЕТ».
30 декабря 2002 года в Казанском кафедральном соборе состоялась праздничная Божественная литургия по случаю 40-летия архиерейского служения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Божественную литургию возглавил митрополит Владимир в сослужении епископа Тихвинского Константина и клириков Санкт-Петербургской епархии. После Божественной литургии был совершен благодарственный молебен по случаю юбилея митрополита Владимира. В богослужении приняли участие настоятели городских храмов, благочинные города и области, председатели отделов епархии, представители администрации города и области, деятели культуры и другие гости. Мы публикуем с сокращениями интервью, которое дал митрополит Владимир петербургскому журналу «Церковный вестник».
— Владыка, расскажите, пожалуйста, былли такоймомент в вашей жизни, после которого вы. уже поняли точно, что выбираете путь служения Богу и Церкви?
— Я не искал путей, не ходил и не выбирал свое будущее, мне, по-видимому, Господь посылал с детских лет понятие церковности или внутренней, еще неосознанной нравственности или духовности, и поэтому я не задумывался, что мне делать и как мне быть. Я родился в семье священнослужителя. Мой папа был диаконом, и только потом, в 1950 году, он стал священником. Я рос в семье священнослужителя, хотя и было запрещено издавать книги и говорить о Церкви, а мы, дети, до начала войны даже не знали, что у нас папа — священнослужитель. Нельзя было знать, его бы арестовали и сослали, а мы остались бы сиротами. И поэтому папа всегда в праздники, даже когда храмов еще не было, становился (мы не понимали, в чем дело) в утолок или к стеночке возле иконы и молился перед большими праздниками. Он знал, когда что совершается, и молился. Мама всегда нас старалась отнести в сторону, чтобы мы ему не мешали...
— Вспоминаете ли вы свою епископскую хиротонию? Что вы тогда чувствовали?
— Для меня это было, во-первых, неожиданно. Я был преподавателем Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии с сентября 1959 года до февраля 1962 года Потом мне предложили ехать в Духовную миссию в Иерусалим. Нужно было принимать монашество. В феврале 1962 года принял монашество и поехал в Иерусалим. Был я там всего 9 месяцев, причем из Иерусалима выезжал в командировки в Париж, в Женеву и другие места. Оттуда же поехал в Рим наблюдателем на II Ватиканский Собор. Меня уже возвели в сан архимандрита. Можете себе представить: в феврале меня постригли в монашество, в конце августа я — архимандрит. А потом заканчивается первая сессия II Ватиканского Собора, и митрополит Никодим мне сообщает, что принято решение Синода: быть мне епископом Подольским и представителем при Всемирном Совете Церквей в Женеве. Я поехал в Иерусалим, забрал вещи, попрощался, 15 декабря искупался в Мертвом море и вернулся домой. 30 декабря 1962 года был рукоположен в сан епископа. Все это произошло так быстро... Обычно люди ждут, готовятся, волнуются, а здесь меня взяли, повели и так быстро все сделали. Хиротония происходила в Троице-Сергиевой лавре. Там я четыре года учился, духовно рос, видел знаменитых наших старцев и подвижников, которые после долгого изгнания возвращались на Родину. Конечно, они приезжали в Лавру — кто был месяц, кто две недели, кто полгода, кто больше, и я видел там этот цвет старой Православной Руси. И в этом месте Святейший Патриарх Алексий I в сослужении пяти митрополитов и епископов совершили мое рукоположение в сан епископа.
— В январе будет уже 7 лет, как вы занимаете Санкт-Петербургскую кафедру. Что вам удалось сделать за этот довольно большой период времени и что, может быть, еще не вполне удалось?
— Сейчас время пока еще, слава Богу, благоприятное для возрождения духовности, наших святынь, для возрождения православия и лучших духовных традиций, и мы понимаем, что нам надо очень многое сделать. Я хотел бы для сравнения назвать несколько цифр. 15 лет назад у нас было 17 приходов в городе и около 40 по области, не было ни одного монастыря. В феврале 1996 года в Санкт-Петербургской епархии было 226 приходов, 7 монастырей, 4 подворья; служили 284 священника и 123 диакона — всего 407 священнослужителей. В 1996 году нам удалось вернуть Александро-Невскую лавру. Если учесть, что при распаде Советского Союза Киево-Печерская и Почаевская лавры оказались на территории Украины, то у нас в России оставалась лишь одна Троице-Ссргиева лавра. Поэтому открытие Александро-Невской лавры, которая всегда была центром духовного просвещения на северо-западе России, было большим событием. Нам сейчас очень трудно возродить Лавру, потому что нам все вернули в полуразрушенном состоянии. Мы получили митрополичьи покои, равных которым нет во всей России — потому что Санкт-Петербург был столицей государства, а митрополит Санкт-Петербургский был первенствующим членом Священного Синода. Мы возрождаем и Лавру и покои. Возрождение и открытие Александро-Невской лавры было большим, эпохальным событием.
Недавно я отвез частицу мощей святителя Николая Чудотворца в Старую Ладогу, в возрождающийся Никольский монастырь. На следующем заседании Священного Синода я буду делать представление об официальном открытии этого монастыря. Сейчас у нас 11 монастырей (3 женских и 8 мужских), 287 приходов, 89 приписных храмов и 109 часовен. На сегодня у нас служат 557 священнослужителей, из них: священников — 427, диаконов — 130, архимандритов — 8, игуменов — 13, иеромонахов — 35 и один иеросхимонах (в Коневском монастыре). Действует радио «Град Петров». В 1996 году у нас было шесть членов Епархиального совета, сейчас мы увеличили его состав до 12. Увеличили количество благочинии до 20. При Епархиальном управлении действуют отделы просвещения, образования, медицинского обслуживания, социального служения, издательской деятельности, молодежной работы и др.
Так мы выросли, несмотря на экономические трудности. Люди добрые нас не оставляют и помогают нам. Слава Богу мы начинаем осуществлять программу социального служения, и у нас есть своя небольшая больница св. блаженной Ксении, где люди могут проходить реабилитационный период. У нас есть несколько богаделен: в Воскресенском Новодевичьем монастыре, в поселке Ленинском (близ Репино). Наш благодетель и очень активный прихожанин Константин Вениаминович Голощапов построил маленький храм свв. Константина и Елены, часовенку и памятник святителю Николаю Чудотворцу; устроил дом для прихожан и церковноприходской школы, а сейчас готовит богадельню для престарелых. У нас имеются благотворительные столовые. Например, приход в Царском Селе ежедневно кормит 200 человек бесплатным обедом. Царскосельский приход в содействии с представителями общественности построил богадельню для престарелых Софийский дом — это 130 однокомнатных и двухкомнатных квартир со всеми удобствами (для одиноких — однокомнатная квартира, для супругов — двухкомнатная квартира), там же будут медицинские кабинеты и профилакторий. Рядом с Софийским домом расположено хозяйство, в котором собирается урожай, есть стада коров и птичий двор.
Когда мы сравниваем, что было раньше, и что сейчас удается делать, то видим большие успехи. Самое главное — мы можем помогать забытым всеми людям, до которых ни у кого не доходят руки. Слава Богу, у нас этот процесс идет, многое сделано благодаря нашим добрым прихожанам, которые нам помогают.
Нам очень приятно отметить, что в храмах появилась молодежь, очень много причащается детей. Дети — это будущее Церкви и страны. Если дети вырастут нравственно воспитанными, то это будут надежные граждане своего Отечества, настоящие патриоты, которые никогда не подведут и не предадут ни Родину, ни ближних.
У нас действует много церковно-приходских школ. Почти во всех больших приходах дети и взрослые обучаются основам вероучения и нравственности. При этих же школах организуются кружки рукоделия, живописи, музыки, пения. Наш детский церковный хор из Гатчины получил в Москве одну из первых премий, ездил и в другие страны. Наши дети летом собираются в лагеря, наш молодежный отдел думает о том, как летом не оставить детей беспризорными, помочь им провести досуг. В Коневецком монастыре в этом году был открыт летний лагерь. Там есть большая заброшенная гостиница на 200 мест, но у монастыря нет возможности ее восстановить и наполнить. А для детей быть там — просто чудо и радость, там великолепный берег и вода.
Наши епархиальные отделы заботятся о том, чтобы Церковь помогала людям, служила им всеми возможными средствами. Поэтому мы с радостью сегодня отмечаем, что растет социальное служение Церкви: мы заботимся о детях, мы помогаем и просвещением, у нас есть больницы и богадельни, бесплатные столовые, в том числе и в Александро-Невской лавре. Принятая на последнем Архиерейском Соборе доктрина о социальном служении Церкви воплощается в жизнь. Мы организуем паломнические поездки, у нас есть несколько паломнических организаций, и много людей ездят на Святую Землю, на Афон, на Кипр, в Бари и другие места. Слава Богу, мы возвращаемся к старой русской традиции, оказывая людям помощь, в которой они нуждаются.
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Честность, искренность и любовь к ближним. Нам дана заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя». Пока мы не научимся любить своего ближнего, то не сможем исполнять все остальные заповеди. Это предполагает любовь к ближнему с полной отдачей самого себя на служение людям.
— Какова, на ваш взгляд, роль Церкви сегодня и какое место в жизни России она должна занимать в будущем?
— Мы сегодня стараемся помочь нашим людям в деле возрождения духовности. Мы искренне хотим, чтобы наши люди не только жили духовно, молились, посещали храмы, но чтобы они имели возможность и жить в нормальных условиях. Мы искренне желаем, чтобы процесс реформ, который, все еще продолжается, поскорее закончился, чтобы наши русские люди, которые не хуже других, наши гениальные русские люди нашли свое место в обществе и создали всем нам нормальные условия жизни.
— Увас за плечами уже 40 лет апостольского служения. Владыка, за что вы в своих сугубых молитвах благодарите Господа?
— Что касается меня, я благодарю Господа за то, что Он меня принял и избрал, привел в Церковь, все время поддерживал. Особенно я чувствую, как Он благословляет и поддерживает меня сейчас, все-таки мне 73 года. Мой доктор не любит, когда я говорю «старый», он говорит: «Вы не старый, вы — средних лет». Но все равно, 73 года — это возраст, когда человек прошел большую часть жизни и всегда должен быть готовым предстать пред своим Творцом. Я благодарю Его за то, что Он меня избрал, поддерживал меня и провел меня по трудным местам. Мой путь не был идеальным, и я не могу сказать, что всегда все было хорошо и не было никаких проблем. Нет, трудности были, как говорил апостол Павел, то с той стороны, то с другой. Но Господь меня хранил, не дал мне погибнуть, не дал мне сорваться и не допускал духовного или физического ущерба, от которого я не мог бы прийти в себя. Чем дольше я служу, тем больше у меня чувство благодарности Господу за тот путь, по которому Он меня провел.
Беседовал А. В. Павлович
|