Служение Богу и Людям
К 75-летию со дня рождения архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова) и к 15-летию его служения в Великобритании
Ранние годы
Архиепископ Анатолий (в миру — Евгений Власович Кузнецов) родился 26 мая 1930 года в Иркутске, в семье инженера-строителя Власа Игнатьевича Кузнецова. Из пяти детей он был третьим. Старшие сестра и брат умерли в детстве. Мать, Мария Ильинична, происходившая из священнического рода, занималась воспитанием детей.
Мальчик проводил много времени с бабушкой, которая была дочерью священника и часто брала внука с собой на богослужения в местную приходскую церковь. В 5—6 лет Женя иногда заходил в бабушкину комнату, где было много икон и свечей, и сам «служил». Эти ранние впечатления оставили глубокий след в душе мальчика, пробудили в нем интерес к церковному искусству и стали первой тропинкой на его пути к будущему пастырскому призванию.
В 1937 году жизнь семьи резко изменилась. Однажды отец ушел на работу, но домой уже не вернулся: он был арестован и осужден как «враг народа», а спустя три месяца расстрелян. Евгений в том страшном году только пошел в школу.
В двенадцатилетнем возрасте Евгений пережил очень глубокое чувство, которое многое определило в его дальнейшей жизни. Его крестная мать, сохранившая небольшое собрание духовных книг, давала читать своему крестнику жития святых, среди которых оказался и «Киево-Печерский патерик». Повествования о жизни и духовных подвигах киевских подвижников настолько захватили и потрясли воображение мальчика, что с тех пор его тайной мечтой стало монашество, идеалы которого он увидел в житиях преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Еще учась в школе, он стал посещать церковные службы и помогать священнику в алтаре.
В 1947 году по благословению епископа Цицыкарского Ювеналия, назначенного на Иркутскую кафедру, Евгений Кузнецов был направлен псаломщиком во вновь открытую церковь в селе Верхоленском. В этих местах родился и вырос святой Иннокентий Вениаминов, просветитель Северной Америки и митрополит Московский. За два года пребывания в этом отдаленном приходе Евгений собрал небольшой хор из прихожан, служил псаломщиком, помогал священнику, работал над восстановлением иконостаса, для которого позднее сам написал иконы.
В 1949 году на Иркутскую кафедру был назначен епископ Палладий (Шерстенников), освобожденный после десяти лет лагерей. Епископ Палладий перевел Евгения Кузнецова в Иркутск и сделал его своим иподиаконом, а осенью 1949 года направил на учебу в Московскую духовную семинарию.
В Лавре
Среди преподавателей особенно запомнился семинаристу Евгению Кузнецову профессор протоиерей Димитрий Иванович Боголюбов, в прошлом известный миссионер и проповедник, рукоположенный самим патриархом Тихоном, самоотверженно помогавший ему и много претерпевший за верность православию в годы лихолетья. Несмотря на свой почтенный возраст, о. Димитрий часто проповедовал в Успенском соборе вновь открытой Троице-Сергиевой лавры. Его уроки библейской истории оставили неизгладимую память в душах его воспитанников. Излагая библейские события, о. Димитрий раскрывал не только их духовный смысл, но и психологию личного отношения к Богу каждого человека.
По окончании второго класса семинарии, весной 1951 года, Евгений Кузнецов был призван на военную службу, которую проходил во Владивостоке, на Тихоокеанском флоте, в течение трех с половиной лет. В первый год военной службы он испытывал определенное идеологическое давление в связи с тем, что не скрывал своих религиозных убеждений. Но, так как дисциплинарных замечаний по службе у него не было, постепенно его оставили в покое, и он даже имел возможность в дни увольнений бывать на богослужениях. Демобилизовался Евгений осенью 1954 года. Он вернулся в Иркутск и уже 31 октября был рукоположен во диакона архиепископом Иркутским и Читинским Палладием. Вскоре диакон Евгений Кузнецов вновь был направлен в Московскую духовную семинарию для продолжения богословского образования.
По окончании семинарии в 1956 году Евгений Кузнецов был зачислен в число студентов Московской духовной академии. 1 июля 1956 года архиепископом Можайским Макарием он был рукоположен во священника в Ризоположенской церкви в Москве. Будучи студентом Академии, о. Евгений после двух лет служения священником был удостоен традиционной церковной награды — золотого наперсного креста, который был возложен на него митрополитом Мануилом (Лемешевским).
В период учебы в Московских духовных школах о. Евгений занимался в классе иконографии под руководством известного иконописца Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании), духовной дочери знаменитого московского старца о. Алексея Мечева, и учился реставрации церковной живописи, помогая реставраторам в мастерской Археологического кабинета при Академии и в храмах Лавры. Работа с художниками-реставраторами позволила о. Евгению овладеть основными техническими приемами и позже, когда он был уже архиереем, профессионально выполнять реставрацию икон в приходских храмах.
Окончив в 1960 году Московскую духовную академию, он был удостоен ученой степени кандидата богословия за сочинение, посвященное изображению Богоматери в творчестве великих мастеров эпохи Возрождения. С осени того же года о. Евгений становится преподавателем Московской духовной семинарии. В 1967 году он был утвержден в звании доцента.
11 октября 1960 года в Троицком соборе Лавры о. Евгений Кузнецов был пострижен в монашество с именем Анатолий. В 1963 году иеромонах Анатолий был возведен в сан игумена, а в 1968 году — в сан архимандрита.
В годы пребывания в стенах Лавры о. Анатолий со многими поддерживал дружественные отношения. Наиболее близкими ему в духовном отношении были
о. Иоанн Крестьянкин (в настоящее время — архимандрит в Псково-Печерском монастыре) и о. Кирилл Павлов (архимандрит Троице-Сергиевой лавры). О. Иоанн Крестьянкин ввел о. Анатолия в круг духовных детей епископа Арсения (Жадановского) и епископа Серафима (Звездинского). Позднее, когда о. Анатолий стал епископом, о. Иоанн передал ему архиерейское облачение священномученика Арсения (Жадановского). О. Иоанн духовно опекал о. Анатолия и через своих духовных детей приблизил его к митрополиту Николаю (Ярушевичу). В это же время о. Анатолий стал близок с семьей Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны Пестовых, духовных детей о. Алексея Мечева. Николай Евграфович в последние годы своей жизни исповедывался у о. Анатолия.
Глубокая личная дружба связывала о. Анатолия с его сибирским земляком архимандритом Иннокентием (Просвирниным). В Лавре оба они находились под духовным руководством старца архимандрита Петра, прожившего многие годы на Афоне. Оба принимали участие в работе Библейской комиссии под руководством митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, в то время епископа. В летние каникулы молодые люди вместе приезжали в Иркутск к архиепископу Вениамину (Новицкому).
Живя в Лавре, архимандрит Анатолий исполнял монастырское послушание в качестве духовника, принимая исповедь приезжавших туда богомольцев, а также проповедовал в храмах Лавры и читал лекции в Академии. Воспитанники Московских духовных школ в те годы любили бывать на «библейских вечерах», которые архимандрит Анатолий устраивал в актовом зале Академии. Особый интерес вызывала тема «Первые главы Библии». Обсуждение проблем антропологии и космологии в контексте Библии было непростой задачей, поскольку напрашивавшиеся выводы шли в разрез с официальной идеологией, и долго такие лекции продолжаться не могли. Архимандриту Анатолию было сделано предупреждение.
В 1972 году архимандрит Анатолий был возведен в сан епископа. 2 сентября 1972 года в Белом зале Московской Патриархии Святейший Патриарх Пимен с тремя митрополитами, включая митрополита Сурожского Антония, и тремя архиепископами совершил наречение архимандрита Анатолия Кузнецова во епископа Виленского и Литовского, а 3 сентября в Богоявленском соборе в Москве за Божественной литургией была совершена его хиротония во епископа. Кроме архиереев, участвовавших в наречении, в хиротонии приняли участие архиепископ Волоколамский Питирим и архиепископ Дмитровский Филарет.
В Виленской Епархии
С чувством грусти расставался епископ Анатолий с Московской духовной академией и Троице-Сергиевой лаврой, в стенах которой он прожил более двадцати лет. Прибыв в Вильнюс, на место своего нового служения, он начал знакомиться с церковной жизнью православной епархии. Епископ Анатолий посещал приходы, которых было более тридцати. Большинство духовенства епархии того времени были воспитанниками бывшей Виленской духовной семинарии. Отношение литовских властей к прибывшему православному епископу было корректным и уважительным. Литва — исторически католическая страна, и, именно благодаря стойкости литовских католиков, православная епархия в Литве в советский период не испытывала на себе таких грубых проявлений борьбы с религией, какие наблюдались в большинстве других республик.
В период пребывания в Виленско-Литовской епархии епископ Анатолий по положению являлся священноархимандритом Виленского мужского Свято-Духова монастыря, в котором находилась резиденция архиерея и в соборе которого почивают мощи святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В течение двух лет управлял он Виленско-Литовской епархией, снискав признательность клира и своей духовной паствы. В те годы проповедь была единственной легальной формой религиозного научения и воспитания прихожан, и духовенство старалось использовать эту возможность. Часто даже после отпустов праздничных вечерних богослужений прихожане оставались послушать проповеди своего епископа.
Епископ Анатолий полюбил Литву, культуру, благородство и талантливость ее людей, красоту ее природы, но остаться в Виленской епархии ему было не суждено. В Синоде в это время встал вопрос о кандидате в сане епископа на представительство при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока, и выбор пал на него. 3 сентября 1974 года он был назначен представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском, с титулом епископа Звенигородского.
Служение при Антиохийском Патриархе
Церковно-представительская работа в пределах Антиохийского Патриархата на Ближнем Востоке проходила периодически в Дамаске и в Бейруте, где находятся представительства Русской Православной Церкви. В 1975 году в Ливане началась гражданская война, поэтому даже пастырская служба была небезопасной. Посещая православную русскую общину в Бейруте и совершая для нее богослужения, епископу Анатолию неоднократно приходилось ездить под обстрелом снайперов и подвергаться обыскам вооруженных мусульманских группировок.
Епископ Анатолий нашел радушный прием в православной русской общине в Бейруте, насчитывавшей тогда более трехсот человек и состоявшей в основном из старых эмигрантов. На Ближнем Востоке епископ Анатолий пробыл более пяти лет, до самой кончины Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Илиаса.
Во главе Уфимской епархии
В ноябре 1979 года он получил назначение быть епископом Уфимским и Стерлитамакским. Как и большинство других епархий Русской Православной Церкви в период хрущевских гонений, Уфимская епархия была крайне ослаблена. Закрывались многие — главным образом, сельские — приходы, и это угрожало окончательной ликвидацией епархии. На это и была направлена политика местных властей. В этих сложных условиях епископ Анатолий старался, насколько возможно, противостоять различным формам давления и сохранять «статус кво» епархии, в которой оставалось семь городских и семь сельских приходов.
Продолжение — на стр. 11
Продолжение. Начало – на стр. 6
Одной из серьезных проблем епархии было отсутствие собственного помещения Епархиального управления. Нужно было строить собственное здание на купленном участке. С большими трудностями через четыре года было завершено строительство епархиального здания с домовой церковью Свт. Николая. Но эти успехи давались владыке Анатолию нелегко. Общение с властями требовало изрядных душевных и физических сил. В те годы провинциальные уполномоченные по делам религий бесцеремонно вмешивались в церковные дела, оказывали психологическое давление на духовенство. Однажды епископ Анатолий пережил момент глубочайшей безысходности и уже готов был подать в отставку. В этот момент сомнения и одновременно молитвенной обращенности к Богу за вразумлением сознание его пронзила мысль: «Это твой крест!» — и он вдруг почувствовал необъяснимое умиротворение. После этого он старался не поддаваться эмоциям, какие бы трудности не вставали на его пути, и делал все возможное в тогдашних условиях.
Совершая богослужения в соборе и храмах епархии, епископ Анатолий неустанно проповедовал, напоминая прихожанам и членам церковных советов об их ответственности не только перед людьми, но и перед Богом. Естественно, это не нравилось властям. И все же за одиннадцать лет пребывания владыки Анатолия на Уфимской кафедре не была закрыта ни одна церковь. Более того, когда в 1980 году он прибыл в Уфимскую епархию, в ней было всего 14 действующих приходов, а когда в 1990 году он уезжал в Англию, действующих храмов, в том числе и вновь построенных, было уже 48.
Наступил год празднования 1000-летия Крещения Руси, и перемена в отношении местных властей к Церкви и духовенству была резкой и удивительной. Епископа Анатолия, даже не поставив его об этом в известность, избрали председателем Благотворительного фонда Башкирии, а затем предложили выдвинуть кандидатом в депутаты в Верховный Совет РСФСР и одновременно в Верховный Совет Башкирской ССР. Но от этого предложения епископ Анатолий категорически отказался, заявив, что не считает возможным быть одновременно священнослужителем и заниматься политической деятельностью.
В этот период епископа Анатолия очень часто стали приглашать для чтения лекций и проведения бесед на религиозные темы, на которые собиралось большое число слушателей. Владыка Анатолий посещал тюрьмы и часами беседовал с заключенными. Во время его последнего перед отъездом визита заключенные подарили ему бронзовый барельеф с изображением самого епископа и склонившего голову юноши-заключенного на фоне окошка тюремной камеры с летающим на свободе голубем.
Начало служения на английской земле
В этот период, полный перемен в жизни Русской Православной Церкви, к епископу Анатолию обратился митрополит Сурожский Антоний с просьбой стать его помощником в Англии, в связи с увеличением численности русскоязычной части общины. Личное знакомство с ним владыки Анатолия состоялось еще в 60-е годы. Митрополит Антоний был одним из архиереев, участвовавших в хиротонии епископа Анатолия. Владыка Анатолий ответил на предложение согласием.
По рапорту митрополита Сурожского Антония, Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод 21 июля 1990 года освободили епископа Анатолия от управления Уфимской епархией и определили ему стать викарием Сурожской епархии с титулом епископа Керченского. На Британские острова он прибыл в декабре 1990 года.
Митрополит Антоний обратился к своей пастве с посланием, в котором писал: «Еще за несколько лет до того, как согласно Уставу Русской Православной Церкви пришло для меня время подавать прошение об уходе на покой, я стал задумываться над будущим Сурожской епархии. Для того, чтобы обеспечить ее духовную, церковную, нравственную и политическую независимость, нужно было найти епископа, который разделял бы с нами то прозрение в будущее, которое является нашим чаянием и устремлением... гармонично соединяя и старую русскую эмиграцию, и прибывающих все увеличивающимся потоком русских из Советского Союза, являющихся источником и оплотом Русского Православия и русской духовности, ...и наконец, детей, родившихся на Западе, но воспитанных в вере их родителей... Такого человека оказалось невозможно найти в нашей среде, а также в Европе и в Америке. Я решил поэтому ознакомиться с епископатом Русской Церкви на Родине, стремясь выбрать человека с широким кругозором, мужественного, и уже обладающего опытом архиерейского служения, однако достаточно молодого, чтобы приспособиться к ему дотоле неведомой обстановке, который мог бы стать Добрым Пастырем для всех и имел бы нужную решительность для того, чтобы защитить нашу нравственную и политическую свободу. Я обрел его в лице епископа Уфимского и Стерлитамакского Анатолия. Я его знаю хорошо и доверяю ему безусловно, участвовал в его хиротонии, и слышал о нем только положительные отзывы — и от других епископов, и от духовенства, и от мирян, и от тех, кто
в нашей епархии его встречали. Я сначала обратился к нему самому, желая узнать, согласился ли бы он стать моим викарием, пока я еще управляю епархией, а затем... стать и наследником моим на Сурожской кафедре. Уверившись в согласии епископа Анатолия, я обратился — сначала в частном порядке, а затем и официально — к членам Священного Синода, выразив свою готовность и впредь, до времени, окормлять нашу епархию при условии, что мне будет дан викарий, и не иной кто, как епископ Анатолий. После продолжительного обсуждения Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия подтвердил данное... членами Синода согласие, и я получил телеграмму, возвещающую мне назначение владыки Анатолия викарием Сурожской епархии с правом наследия занимаемой мной кафедры. Разделите радость мою!».
С самого начала своей сознательной жизни владыка Анатолий, вверив себя Промыслу Божию, шел путем послушания Церкви. На закате жизни этот путь привел его в страну, где в меру своих сил он продолжает нести архипастырские труды. Во внимание к его трудам епископ Анатолий был в 1993 году возведен в сан архиепископа.
Вот уже пятнадцатый год епископ Анатолий регулярно служит в праздничные и воскресные дни в кафедральном соборе в Лондоне или на приходах епархии и проповедует. В соборе он несет и обычные пастырские обязанности для русскоговорящих прихожан, принимает исповеди и совершает различные частные богослужения по церковно-славянски. Он посещает больных и напутствует их. В приходской школе при соборе преподает уроки Закона Божия. В воскресные дни после богослужений владыка Анатолий регулярно читает лекции на церковные и религиозные темы для русскоговорящих прихожан собора. Как художник-реставратор владыка Анатолий и здесь находит для себя возможность заниматься любимым искусством. По благословению митрополита Антония им была выполнена реставрация образа Святителя Николая. Эта икона, написанная в XIX веке маслом на огромном металлическом листе, находилась на палубе русского военного корабля во время Русско-японской войны 1905 года. Она была пробита и изранена осколками снарядов. В морском сражении, перед затоплением гибнущего корабля, икона была снята с него и затем доставлена в Англию. Долгое время она находилась в русской посольской церкви в Лондоне, а теперь находится в соборе.
Настоятель ставропигиального прихода в Манчестере
Кроме обязанностей в Лондоне, архиепископ Анатолий является настоятелем Патриаршего ставропигиального прихода церкви Покрова Божией Матери и святых Новомучеников и исповедников Российских в Манчестере, где по благословению Святейшего Патриарха, синодальным определением 2001 года, ему было поручено строительство Патриаршей церкви для формирующегося прихода Московского Патриархата. Строительство церкви, при большой финансовой помощи из России, благодаря личному содействию Святейшего Патриарха Алексия, было завершено два года назад. Общая стоимость строительных работ превышает полмиллиона фунтов стерлингов. Это единственная в Северной Англии однокупольная русская церковь псковской архитектуры. В основание алтарной апсиды при закладке стен церкви был положен освященный закладной камень, на котором начертаны следующие слова: «Во Славу Святыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы. Благословением Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, усердием настоятеля архиепископа Керченского Анатолия, ктиторов и прихожан Русской церкви в Манчестере заложен сей храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святых Новомучеников и Исповедников Российских — Подворья Патриарха Московского и всея Руси во граде Манчестере, в лето от Рождества Христова 2002, 8 числа декабря (25 ноября) месяца, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы». Чин закладки совершил архиепископ Анатолий.
Святейших Патриарх Алексий в своем каноническом послании членам прихода в Манчестере по случаю завершения строительства церкви, писал: «После всех пережитых приходом испытаний нельзя не видеть десницу Божью, благословившую создание этого чудного храма с нашим патриаршим участием. Там, где действует Бог, противоречивые человеческие рассуждения должны умолкнуть. Чудо Божие необъяснимо. Оно выше человеческих понятий. Мы созерцаем это чудо теперь и телесными очами, и очами нашей веры. Сегодня кровлю воздвигнутого каменного храма уже венчает купол с сияющим крестом — нашим патриаршим даром новому храму вместе с престолом и жертвенником, с благословением ставропигиального патриаршего монастыря — Троице-Сергиевской лавры. Это чудо Божией милости и знамение Божьего благословения возрождающемуся приходу в Манчестере.
Немного уже осталось ветеранов прежнего прихода, в руки которых мы и вверяем эту новую церковь, под их ответственность перед Богом и людьми за сохранность здания и его целевое использование, как место богослужения для прихожан Русской Православной Церкви.
Что ожидает в будущем церковную жизнь в вашем приходе? Только Богу это ведомо!
Современная жизнь меняет не только границы, но и менталитет людей. Поэтому так важно в этих меняющихся обстоятельствах жизни оставаться верными чадами Матери Церкви, не свернуть с православного пути веры в Бога и спасения душ для Жизни вечной.
Строительством русской церкви в Манчестере увенчано десятилетие вашего пребывания под омофором Русской Православной Патриаршей Церкви. “Врата адовы не одолеют Церкви Христовой”. Она всегда останется Домом Божиим и спасением для верующего человека, пока на ее престоле будет приноситься Богу Бескровная Жертва — Святая Евхаристия, а сама церковь для прихожан будет местом молитвы и духовного общения друг с другом».
Прихожане русских приходов в Великобритании знают, сколько деятельных усилий приложил для возведения нового храма его настоятель владыка Анатолий вместе со своими активными прихожанами.
75 лет — это возраст, когда нельзя не думать о прожитой жизни, под которой подводится черта, и когда, подобно митрополиту Антонию, Владыка должен будет подать прошение об уходе на покой. Именно сейчас мы все можем постараться понять, чем эта жизнь была для архиепископа Керченского Анатолия и какой она может остаться в благодарной памяти его духовных чад.
Воистину с удивительным и неординарным иерархом Русской Православной Церкви довелось духовно и молитвенно общаться многие годы прихожанам русских храмов в Лондоне и Манчестере. Его жизнь вобрала в себя многое из истории России ХХ века, а если учесть Сирию, Ливан и Великобританию, то можно говорить и о всемирной истории. Жизнь архиепископа Керченского Анатолия, полностью отданная служению Богу и людям, может послужить примером для многих верующих и для тех, кто только еще идет по направлению к Божиему храму, в надежде обрести там духовное пристанище.
Публикацию подготовила Лидия Григорьева
|