Якутия —огромная земля
— Ваше Преосвященство, в декабре вы впервые провели в епархии Рождественские чтения. Как вы их оцениваете? В чем вы видите их пользу? Не секрет, что иногда подобные конференции настораживают участников своим формализмом.
— Мне хочется сказать, что наша республика весьма отдалена от Москвы. Даже на самолете лететь 6 часов. У нас долгие зимы и период активности — это всего два-три летних месяца, а остальное время мы чаще находимся по домам, потому что морозы такие, что на улицу лишний раз не выйдешь. Когда я чуть больше года назад впервые приехал сюда из Москвы, моим первым впечатлением было, будто я совершил перелет во времени и вернулся в начало 90-х годов прошлого века. В Москве идет очень активная церковная жизнь. Христианская проповедь постоянно ищет новые формы, голос Церкви слышен и в прессе, и на телевидении. На Якутской земле церковная жизнь еще не столь активна. Поэтому с этими Чтениями я связываю надежду на оживление нашей церковной жизни. И в ближайшее время мы увидим, насколько эти надежды были оправданы.
Рождественские чтения для нас дело новое. Готовясь к ним, мы испытывали даже некоторое беспокойство: поддержит ли их общественность, будет ли это интересно для наших педагогов? Готовя чтения, мы стремились обратиться прежде всего к тем, кто постоянно работает с молодежью. Чтения прошли в традиционном ключе — пленарные заседания, секции, круглый стол. Должен сказать, что многие учителя уже подходили ко мне, благодарили, говорили, что с радостью примут участие в чтениях на следующий год, и очень просили заблаговременно распространять информацию о чтениях в СМИ. Для первого раза это очень хороший результат.
Конечно, были доклады, адресованные не только педагогам. Представители городской власти высказали пожелание, чтобы в следующем году мы заранее предупредили мэрию, и тогда, при их содействии, соберутся не только директора и педагоги, но и учащиеся и их родители, так как очень многие искренне заинтересованы в том, чтобы узнать, каковы православные семейные традиции и как по-христиански воспитывать детей. Очевидно, что церковного общения в приходах недостаточно, люди хотят встречаться, беседовать с интересными людьми, слушать специалистов, которые рассказывают об успехах, о проблемах, о новых возможностях, которые сегодня существуют в Центральной России. И мне было очень приятно видеть на наших чтениях гостей из Москвы: иеродиакона Серафима (Петровского) из Синодального отдела по делам молодежи, Сергея Валерьевича Чапнина из Издательского Совета Русской Православной Церкви и Ларису Ивановну Мумрикову из Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Информированность нашего региона не очень высокая, и местным чиновникам из Министерства образования и Министерства по молодежной политике было важно услышать о том, в Москве Рождественские чтения стали традиционными и проводятся уже 14 лет.
Я бы хотел особо поблагодарить Правительство Республики Саха (Якутия), департамент по делам народов и федеративным отношениям и его руководителя Афанасия Васильевича Мигалкина за помощь и поддержку в организации чтений.
— В конце осени вы были в Москве на курсах повышения квалификации в Академии госслужбы, которые уже принято называть «архиерейскими курсами». Каковы ваши впечатления? Трудно было учиться?
— Не трудно, я бы даже сказал радостно. На курсах собрались молодые архиереи, которые еще не очень отвыкли от студенческой скамьи. И на первом занятии архиепископ Истринский Арсений строго сказал, что мы — школьники и должны посещать все занятия. И мы честно их посещали, не по послушанию, нам действительно было очень интересно. В Католической Церкви есть хорошая практика: как бы далеко от центра епархии священники не были бы раскиданы, их раз в два года вызывают в центр, чтобы они прошли те или иные курсы. Здесь важно прежде всего общение.
У нас была уникальная возможность встретиться с первыми лицами из различных министерств и ведомств, из первых уст услышать, как они предполагают решать те или иные вопросы, затрагивающие интересы Церкви. Реформа образования, налоги, новый Земельный кодекс — все эти проблемы касаются нас непосредственно. Но на местах мы читаем об этом только в небольших заметках.
На курсах в большинстве случаев мы услышали конкретные ответы на свои вопросы, и нам стало легче ориентироваться в законодательстве, мы уже лучше знаем свои права и обязанности, знаем, что хорошего и что плохого нам ждать от реформ. Надо отметить, что польза курсов еще и в том, что когда специалист говорит, например, о налогообложении, он говорит не только о сегодняшнем дне, он дает «сюжет в развитии» — как было до революции, какова практика в других странах. Нам важно расширять свой кругозор, тогда растет и доверие к государству. Приходится признать, что в 90-е годы многие законы принимались буквально с бухты-барахты. Сегодня мы видим более серьезное и ответственное отношение государства к законотворчеству.
По возвращении с курсов я считаю необходимым собрать наше духовенство и рассказать о новых законах, которые приняты сейчас или будут приняты в ближайшее время, чтобы и священники имели о них ясное представление.
Если помечтать, то хотелось бы, чтобы подобные курсы были и для церковных бухгалтеров, и для руководителей канцелярий, и для руководителей информационных и издательских отделов.
— Церковное служение в Якутской епархии традиционно носит миссионерский характер. Как сегодня складывается ситуация? Есть ли новые миссионерские проекты?
— Вот уже год, как я в епархии, и за это время из 36 улусов (районов) посетил меньше половины. Это связано прежде всего с огромными размерами епархии, с ее малой населенностью, с сезонными дорогами и большой разбросанностью поселков.
Сегодня в епархии четыре благочиния: Северное, Южное, Западное и Восточное. В каждое из них надо лететь на самолете. В Южном благочинии достаточно компактное проживание, там есть большие города. В г. Нерюнгри сегодня живет около 60 тысяч человек, и можно без труда посетить общины в ближайших поселках. Но до Алдана надо ехать восемь часов на поезде, и это еще удобно, так как есть железная дорога. Когда, например, я приезжаю в Западное благочиние, то приходится по восемь-девять часов от поселка к поселку ехать на машине, а где-то плыть на корабле. У нас есть общины по берегу реки Лены в поселках Пеледуй и Витим, к ним надо плыть полдня в одну сторону и полдня в другую. Расстояния огромные.
Во время моей летней поездки по Западному благочинию самой дальней точкой стал поселок Нюрба — до него я добирался 10 дней. Туда только от Сунтар, где расположен ближайший храм, мы ехали 8 часов, причем преодолели на машине пять или шесть переправ через небольшие речки. У поселка нас встретил глава администрации, и первые его слова были: «Мы очень рады вас видеть, в последний раз владыка посетил нас 96 лет назад».
Как объяснить, что Якутия — это действительно огромная земля? Из Москвы на Камчатку мы летели на самолете 9 часов, и в течение двух с половиной часов мы летели над Якутией. Я летал из Якутска на Колыму, и это заняло те же два с половиной часа.
В таких трудных условиях в епархии продолжает развиваться миссионерство. Но у нас сегодня не хватает своих сил. В епархии служат всего 29 священнослужителей, и каждый из них, кроме своих приходских обязанностей, несет миссионерское служение. Главных проблем две — недостаток подготовленных миссионеров и высокая стоимость передвижения.
И все же мы готовим новые проекты. Например, сегодня с Ленским пароходством достигнута договоренность о большой миссионерской экспедиции вниз по реке Лене из Якутска до поселка Тикси. Это крайняя точка нашей земли, место впадения Лены в Ледовитый океан. Готовим миссионерскую группу и церковный хор — будем выступать с концертами. Задумайтесь, у жителей многих поселков нет практически никаких развлечений, кроме телевизора.
Кроме этого, обсуждается проект миссионерских поездок семинаристов из Калужской и Белгородской семинарий в Якутию. Это тоже дорогостоящие проекты — хотя бы потому, что один авиабилет из центральной России в Якутию стоит около 18 тысяч рублей. Но мы надеемся на помощь добрых людей.
Беседовал Сергей Чапнин
|