№ 14-15 (243-244) август 2002 / Выставки и конференции

Следующая статья...»

Патриарх Никон и его эпоха

65,17 Kb [354X599]На выставке «Патриарх Никон и его время», которая открылась этим летом в Государственном историческом музее (ГИМ), представлено более 200 памятников истории, культуры и искусства XVII века. «Патриарх Никон — личность сложная и противоречивая, — говорит куратор выставки, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. — Его стараниями была обретена Иверская икона, которая потом стала святыней русского народа. Он строил замечательные монастыри, способствовал воссоединению Украины с Россией. С другой стороны, были в его деяниях и спорные моменты. Мы не стремились ни к апологетике патриарха Никона, ни к его очернению. Наша цель — создать объемный образ русского иерарха в истории».
В 1646 году, еще будучи игуменом далекого северного Кожеозерского монастыря, Никон приехал в столицу искать царской милостыни для своей обители. Здесь он и остался, расположив к себе молодого царя Алексея Михайловича. Вскоре он становится архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, затем — митрополитом Новгородским, а в 1652 году — патриархом. Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича связывали дружественные отношения. На выставке представлена их личная переписка, а также драгоценный царский дар патриарху— саккос, сшитый из золотого петельчатого аксамита в мастерских Московского Кремля.
Плодом совместной реформаторской деятельности патриарха и царя, целью которой было приведение русской церковной жизни в соответствие с современной ей жизнью греческих Церквей, стала богослужебная реформа, начавшаяся в 1653 году и продолжившаяся при преемниках патриарха Никона. Активное участие государства в реформе и насильственное ее насаждение привели к последствиям, которые многие историки называют катастрофическими, ибо в результате от Церкви отпало огромное число верующих людей.
За недолгие шесть лет своего правления патриарх Никон успел сделать немало: в 1653 году он основал Иверский Валдайский монастырь, а в 1656 году — Крестный Онежский и  Воскресенский Новоиерусалимский монастыри. По свидетельству митрополита Макария, «три монастыря патриарха Никона — три памятника его чрезвычайного могущества. В лице Никона власть Русского Патриарха достигала такой степени, какой она не достигала ни прежде, ни после».
Время патриаршества Никона было наполнено непрерывной борьбой за утверждение главенства духовной власти над царской. Стремление Никона поставить «священство» выше «царства» закончилось опалой патриарха. Затянувшееся на многие годы противостояние опального Первоиерарха и царя имело и более далекие последствия — в течение всей второй половины столетия царская власть старательно ограничивала полномочия Предстоятелей Церкви, и в конечном итоге на два долгих столетия патриаршество в России было упразднено.
«Вот уже на протяжении трех веков историки Церкви и государства вновь и вновь обращаются к судьбе патриарха Никона и его дружбе-противостоянию с царем Алексеем Михайловичем, пытаясь найти новые объяснения этому важнейшему для русской жизни XVII столетия конфликту, — подчеркнул Патриарх Алексий II на открытии выставки в Государственном историческом музее. — Думаю, что и в новом веке эта тема останется актуальной для исторической науки. Опыт прошлых столетий свидетельствует, что и попытки создания теократии, то есть полного подчинения всей жизни общества церковному управлению, и желание сделать церковное управление частью государственного аппарата, подчинить духовную власть светской, приводят к негативным последствиям и для общества, ввергаемого в катаклизмы политических и идеологических волнений и революций, и для духовного здоровья народа».
После демонстративного оставления Никоном патриаршего престола он поселился в добровольной ссылке в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, где до сих пор сохранилась личные богослужебные предметы патриарха, представленные на выставке. Патриарх Никон всегда оставался монахом и во время своего самовольного заточения построил себе келью в монастыре с очень низкими потолками, ходил в скромном черном клобуке с вышитым жемчугом серафимом, в ссылке выточил своими руками деревянное кресло с надписью на подлокотниках:
«176 марта в первый день сий стул был сделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и за Святую Церковь в Ферапонтове монастыре, в тюрьме».
На Церковном Соборе 1666 года патриарх Никон был обвинен в самовольном отречении от престола и оставлении Церкви. Патриарх Никон скончался в 1681 году. При погребении на него была положена драгоценная панагия в виде 16-лепестковой розетки с камеей с изображением Богоматери Умиление, сделанная средневековыми мастерами христианского Востока. Возможно это один из самых ценных экспонатов выставки, так как в середине 1930-х годов панагия была извлечена из кощунственно вскрытого комиссией Наркомпроса погребения патриарха Никона в Воскресенском новоиерусалимском монастыре.
На выставке представлены личные вещи патриарха Никона, его облачения, предметы церковного и келейного обихода, единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха с братией Воскресенского монастыря, уникальные документы церковных Соборов 1654, 1657 и 1666—1667 годов, грамота Константинопольского патриарха Досифея о снятии с Никона запрещения, а также грамоты и послания самого патриарха Никона.


Священник Валерий Степанов

Наиболее интересным на выставке мне показался прижизненный портрет патриарха Никона, напоминающий икону.
В России была традиция, которая нашей современной иконописной школой утрачена, — вставлять в икону действующих исторических лиц, даже живущих. Например, на иконе «Поклонение кресту» присутствует и Никон, и царь Алексей Михайлович с супругой и сестрой. Конечно, для нас такие портреты государя Алексея Михайловича, патриарха Никона и других церковных деятелей, которые редко выставлялись, представляют особую ценность.
К сожалению, мало представлены материалы так называемого греческого наследия, и эта — одна из самых дорогих сердцу Никона — тема практически не раскрыта.

Александр Лаврентьев,
заведующий отделом истории России с древнейших времен до XVIII века Государственного исторического музея

Надо помнить, какому страшному разгрому подвергся в 1941 году Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, где хранилась значительная часть вещей патриарха Никона. Отмечу две вещи, которые на выставку не попали. Одна — это известный крест с Кий-острова, где патриарх Никон в 1656 году основал монастырь. В этом кресте, который патриарх сам и установил, было помещено множество мощей. Вторая вещь, которая не попала на выставку, — это патриарший возок, который хранился в Новом Иерусалиме. Ему нужна реставрация, но денег на его восстановление так и не нашлось.

Выставка «Патриарх Никон и его эпоха» задумывалась как монографическая. Но ее скорее можно назвать биографической, поскольку некоторые важные темы эпохи патриарха Никона представлены очень слабо — например, такое важнейшее событие, как воссоединение Украины с Россией.

Следующая статья...»

№ 24(349) декабрь


№ 3 (352) февраль 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007



№ 21(370) ноябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007



№ 4 (353) февраль 2007


№ 24(349) декабрь





№ 20(345)октябрь




№ 13-14 (336) июль 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика