№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Выставки и конференции

Следующая статья...»

Съезд любителей знаменного пения

Знаменный распев - это старейшая форма русского богослужебного пения. Он был заимствован из Византии, но развивался на Руси в течение многих веков достаточно самобытно. По сути, знаменное пение неотъемлемо от православия так же, как икона или, например, крест.

Однако после церковного раскола XVII века знаменное пение было вытеснено пением партесным: многоголосным, художественным, с явным западно-европейским влиянием. Тем не менее, традиция одноголосного знаменного пения, вопреки широко распространенному мнению, никогда не прерывалась в Русской Православной Церкви, она жила во многих монастырях и приходских храмах вплоть до их закрытия уже при советской власти. Это московский Кремлевский Успенский собор, Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Hовгород-Юрьевский, Hиколо-Пешношский, Иосифо-Волоколамский, Стефано-Ульяновский монастыри, Киево-Печерская лавра, Гефсиманский скит, церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, что на Воронцове поле в Москве.

На первый взгляд знаменное пение ничуть не отличается от того богослужения, которое обычно слышно в храмах. И неискушенные вряд ли заметят разницу. Однако она есть. Во-первых, певчие поют в унисон, то есть в один голос. Во-вторых, знаменное пение не имеет определенного темпа, тональности и размера. И даже на бумаге оно записывается не нотами, а особыми знаками, которые называют крюками или знаменами, отсюда и наименование - знаменное, или крюковое, пение. На листах не увидишь привычных нотных строк, диезов и бемолей. Есть только определенные пометки, обозначающие характер и настроение данной строки текста.  Знаменное пение - это пение, которое знаменовали ангелы Богу на небесах. Именно поэтому знаменное пение часто называют "ангелогласным".

Сегодня в Русской Православной Церкви вновь растет интерес к знаменному пению, к его изучению и возрождению за богослужением. В конце июля в паломническом центре Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха и при содействии ОВЦС прошел 3-й практический съезд любителей знаменного пения, который был организован  московским Обществом свт. Иова. Съезд проходил под девизом "Знаменный распев в XXI-м веке. Практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития".

Съезд открылся общим молебном, который совершил епископ Егорьевский Марк. Открывая съезд в качестве председателя его президиума, он заметил, "что промыслом Божиим только что вернулся с Валаама, где пение осуществляется в нашей русской традиции" (как известно, хор братии Валаамского монастыря является образцом знаменного пения). Затем выступили члены оргкомитета съезда - член Комиссии ОВЦС по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством И.И. Миролюбов и руководитель Общества святителя Иова Г.Б. Печенкин.

По мнению Г.Б. Печенкина, "интерес к использованию принципов древнерусского церковного пения за богослужением нельзя объяснить проявлением исключительно патриотических настроений и чувств, культурных, исторических, эстетических предпочтений или поиском музыкальной экзотики. Напротив, для многих руководителей церковного пения в Русской Православной Церкви прикосновение к знаменному пению явилось результатом поиска национальных мелодико-канонических форм, наиболее правильно, полно и целостно отвечающих задачам православного богослужения".

Основными направлениями работы съезда любителей знаменного пения стали "работа с письменными источниками" и "вопросы обучения и исполнения". На съезде выступали головщики (регенты), певчие и преподаватели, которые рассказывали о своем опыте учительства, ученичества и богослужебного пения. В программу съезда входили доклады теоретической, исторической, исследовательской и практической направленности. Были организованы практические занятия (мастер-классы) по изучению знаменного пения, дискуссионные "круглые столы". Также проводились спевки к богослужениям.

Многие участники съезда убеждены, что сегодняшнее богослужение в церквях зачастую напоминает выступление вокального коллектива и что только знаменное пение может настроить прихожан в церкви на нужный лад. По их мнению, для современного человека в храме должен звучать не концерт, который он видит каждый день, а именно особое настроение молитвы. Однако, как показывает практика, реставрация знаменного пения в наши дни связана с многими трудностями и проблемами, главной из которых является принципиальное различие двух музыкальных систем: так называемой модальной, к которой относится знаменный распев, и европейской мажорно-минорной тональной, на которой основано нынешнее церковное партесное пение. Таким образом, человеку, воспитанному на европейской тональной музыке (а современный россиянин с детства слышит ее повсеместно), необходим определенный период музыкальной и психологической адаптации, чтобы войти в мир знаменного распева.

Одним из значительных событий съезда стало открытое выступление хоров и исполнителей, продемонстрировавших разные традиции и направления современного знаменного пения.

В завершение съезда 1 июля в храме Троицы Живоначальной в Хорошеве участники съезда пели при совершении всенощного бдения, а 2 июля, в день памяти святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, - при совершении Божественной литургии в том же храме.

Главными итогами 3-го практического съезда любителей знаменного пения стали профессиональное, творческое и дружественное общение любителей знаменного пения, понимание необходимости объединения усилий по его возрождению, а также поддержка начинающих изучать и практиковать знаменное пение.

Светлана Рябкова

 

 

 

Следующая статья...»

№ 24(349) декабрь


№ 3 (352) февраль 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007



№ 21(370) ноябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007



№ 4 (353) февраль 2007


№ 24(349) декабрь





№ 20(345)октябрь




№ 13-14 (336) июль 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика