№ 18 (319) сентябрь 2005 / Выставки и конференции

Следующая статья...»

Князь и игумен

Выставка «Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский», приуроченная к 625-летнему юбилею одного из крупнейших сражений средневековья — битве на Куликовом поле, открылась в Историческом музее в Москве. Ее задача —  показать важность совместных усилий светских и духовных властей для победы над Ордой и формирования национального самосознания. События 1380 года раскрываются через деятельность двух выдающихся личностей XIV века — великого князя московского Димитрия Ивановича и святого преподобного Сергия Радонежского. В исторической памяти потомков Димитрий Донской остался прежде всего как национальный герой, победитель битвы на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, «светильником веры», озарившим путь к ее государственному и политическому возрождению.

Основу экспозиции, продолжающей цикл историко-патриотических выставок ГИМа к юбилейным датам, составляют документы, иконы и рукописные книги из фондов музея. Экспонаты предоставлены также Сергиево-Посадским музеем-заповедником, музеями Московского Кремля и Российским государственным архивом древних актов. Мы побеседовали с организаторами и участниками выставки.

 

Вадим Егоров, заместитель директора Государственного исторического музея:

На этой выставке представлены многие уникальные реликвии, связанные с именами Димитрия Донского и преподобного Сергия, предметы, найденные на месте Куликовской битвы. Но как в храме преподобного Сергия Святая Троица всегда была главной иконой, так и я бы хотел обратить внимание на три, на мой взгляд, главных из представленных здесь экспонатов.

Во-первых, это небольшой фаянсовый керамический сосуд из погребения Димитрия Донского, которое находится в Архангельском соборе Московского Кремля. Такую чашечку для мира клали в гроб после последнего причастия.

Вторая реликвия — это, конечно, памятник не только истории, но и русской культуры. Речь идет о знаменитом «Синодике Успенского собора Московского Кремля» — по сути, это один из самых ранних источников, в котором события Куликовской битвы нашли непосредственное отражение. Здесь перечислены воины, погибшие не только на Куликовом поле, но и во время сражения на реке Воже в 1378 году, и во время жуткого разорения, которому подверг Москву ордынский хан Тохтамыш в 1382 году. Этот «Синодик» — драгоценнейшая реликвия, которую мы очень бережем. Вы посмотрите, мы его даже не раскрыли, потому что боимся, что его бесценные строки выцветут. Но на переплете этой книги посетители выставки увидят икону, которая выполнена специально для «Синодика» в XVII веке.

Третий уникальный экспонат относится к самым ранним из дошедших до нас датированных памятников московского лицевого шитья. Это воздух «Спас на убрусе с предстоящими» (1389 года). Вкладчица воздуха — великая княгиня Мария Тверская, дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича. Среди деисусных фигур — Димитрий Солунский и князь Владимир — тезоименные святые Димитрия Донского и Владимира Андреевича Серпуховского.

А вообще можно сказать, что на выставке представлена ретроспектива Куликовской битвы. Это и те вещи, которые найдены при раскопках на Куликовом поле, и то, что впоследствии явилось реакцией на Куликовскую битву.

Людмила Савченкова, один из авторов выставки:

На выставке представлены уникальные вещи Сергия Радонежского. Это, прежде всего, подлинный служебник преподобного. На этой маленькой книжечке имеется запись XVII века о том, что этот служебник принадлежал именно Сергию Радонежскому. Кроме того, археологический кабинет при Московской духовной академии представил на выставку подлинные деревянный потир и дискос Сергия Радонежского.

Интересна, на мой взгляд, подвесная пелена «Избранные святые» начала XVI века, где можно увидеть лики учеников Сергия — основателей монастырей. Внимание посетителей, без сомнения, привлекут подлинное завещание Димитрия Донского и его духовная грамота с печатями преподобного Сергия и митрополита Алексия — воспитателя и наставника будущего князя Димитрия Ивановича (1372 год). Рядом  грамота, которой Димитрий Донской и его двоюродный брат князь Владимир Серпуховский закрепили договор о передаче земель Серпуховского княжества в ведение Московского (1389 год).

Практически сразу после Куликовской битвы появляется знаменитейшее литературное произведение — «Задонщина», которая была написана по образцу «Слова о полку Игореве». Ориентация на «Слово о полку Игореве» была вызвана общей идейной задачей авторов — единение русских княжеств перед лицом внешнего врага — и подразумевала символическое противопоставление: гибельный исход событий в «Слове» и победоносный — в «Задонщине». До нас дошло шесть списков «Задонщины». Некоторые из них представлены на выставке.

Через несколько десятилетий (а по мнению некоторых исследователей — через столетие) после «Задонщины» появляется второй крупнейший литературный памятник — «Сказание о Мамаевом побоище». Эти два произведения принято обобщенно называть «Куликовским циклом». «Сказание» дошло до нас в большом количестве списков — около 150. «Сказание о Мамаевом побоище» — это центральный памятник Куликовского цикла, содержащий самый подробный  рассказ о событиях. В нем сообщается целый ряд подробностей как о подготовке к Куликовской битве, так и о самом сражении, не зафиксированных другими  источниками.

 

Андрей Сахаров, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории:

Куликовское сражение стало началом освобождения Руси от иноземного владычества, именно с этой битвы началось собирание всех русских земель. Разрозненные княжества объединились вокруг Москвы, защищая перед лицом иноземного врага родные земли, христианские святыни, отеческую православную веру. Выставка «Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский» еще раз доказывает, что Куликовская битва относится к явлениям планетарного масштаба и не является в данный момент темой для дискуссий. Она давным-давно отработана как русскими историками, так и западными на основании многочисленных источников. Это русские летописи, поэма «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и другие, в подлинности которых нет никаких сомнений.

Сражение на Куликовом поле стало знаковым явлением не только во взаимоотношениях субъектов объединяющейся Руси, но и в истории Золотой Орды, которая с середины XIV века начала раскалываться и слабеть. Куликовская битва впервые показала, что наступление Востока на Европу закончилось и что инициатива переходит в руки европейских государств, в частности, Московской Руси. Кстати, за несколько лет до Куликовской битвы первое крупное поражение золотоордынские войска потерпели в 1363 году от литовско-русского князя Ольгерда.

Литовская Русь была государством, где 90 процентов населения составляли русские, православные. Основу войска Ольгерда тоже составляли русские. И вот на Синих Водах — левом притоке Южного Буга — татаро-монголы потерпели первое сокрушительное поражение. Восточная Европа впервые показала, что соотношение сил начинает меняться. Куликовская битва подчеркнула эти тенденции. Литовско-русское государство с самого своего возникновения очень резко противостояло Золотой Орде, боролось против немецких крестоносцев. Но после смерти Ольгерда, когда во главе государства встал Ягайло, принявший католичество и объединивший во время своего правления Польшу и Литву, стала брать верх литовско-католическая «партия». Литва повернулась в сторону Орды. Кстати, в Куликовской битве приняли участие сыновья Ольгерда — Андрей и Дмитрий — князья Полоцкий и Брянский, несогласные с проордынской политикой Ягайло. Они привели свои дружины Димитрию Донскому. И оба погибли.

Несмотря на то, что Русь еще сто лет продолжала платить дань Орде, Куликовская битва явилась началом духовного освобождения народа. Начался невероятный взлет хозяйственной жизни, взлет искусства — эпоха Рублева. Куликовская битва показала, что есть более высокие — общенациональные, патриотические — цели, нежели эгоистические интересы человека — деньги, продвижение в княжеской иерархии и так далее. После этой битвы Москва возглавила антиордынское объединительное движение, стала инициатором создания единого российского государства.

Подготовила Светлана Рябкова

 

Следующая статья...»

№ 24(349) декабрь


№ 3 (352) февраль 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007



№ 21(370) ноябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007



№ 4 (353) февраль 2007


№ 24(349) декабрь





№ 20(345)октябрь




№ 13-14 (336) июль 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика