№ 20(345)октябрь / Выставки и конференции

Следующая статья...»

Музей-заповедник Кижи отмечает свое 40-летие

11 октября в музее Храма Христа Спасителя открылась выставка «Кижи. Путь длиною в три столетия». На состоявшейся в тот же день пресс-конференции руководители и сотрудники музея-заповедника «Кижи» совместно с представителями духовенства рассказали о наболевших проблемах с реставрацией памятников деревянного зодчества, о возрождении православной жизни на острове и об опыте взаимодействия музея и Спасо-Кижского Патриаршего Подворья.
В этом году музей-заповедник «Кижи» празднует свое 40-летие, и организаторы выставки готовы познакомить посетителей не только с богатством фондовых коллекций музея-заповедника, но и с его историей, а также с историей Кижского прихода, возникшего в XVI веке. Музей-заповедник «Кижи» — это 87 памятников традиционной русской, карельской и вепсской архитектуры. Его центральным объектом является ансамбль Кижского погоста, в состав которого входят две деревянные церкви: двадцатидвухглавая Преображения Господня и десятиглавая Покрова Пресвятой Богородицы, а также колокольня и деревянная ограда с каменным основанием. Самой древней деревянной церковью Русского Севера является церковь Воскрешения Лазаря постройки XIV века.
Как с гордостью подчеркнула директор музея-заповедника «Кижи» Ельви Аверьянова, в музейной коллекции практически нет безымянных икон. Всего же их 579. Это иконы из кижских Преображенской и Покровской церквей, часовен в деревнях Корба, Волкостров, Васильево, входивших в состав Спасо-Кижского прихода, церкви Воскрешения Лазаря из Успенского Муромского монастыря, часовни Спаса Нерукотворного из деревни Вигово.
Интересно, что к моменту образования музея интерьеры церквей были опустошены. Дело в том, что в годы Второй мировой войны финскими оккупантами иконы из иконостасов были изъяты и вывезены в Финляндию вместе с огромным количеством икон из заонежских храмов. После окончания войны и подписания мирного договора все они были возвращены в Петрозаводск. В 1950-е годы значительная часть икон была перевезена на остров Кижи, и по месту хранения все собрание икон получило название «Кижская коллекция». К сожалению, часть икон все же была утрачена. Как рассказали сотрудники музея, в годы войны иконы использовали на растопку и обогрев помещений Дома офицеров. Тем не менее, по словам настоятеля Спасо-Кижского патриаршего подворья отца Николая, «Кижский погост сохранил все свои иконы, в отличие от Валаама и Соловков, а иконы из Преображенской церкви сохранились в подлинном иконостасе — резной золоченой барочного типа раме, состоящей из 65 ставов и 210 накладных деталей».
Посетив в эти дни музей Храма Христа Спасителя, любители старины смогут увидеть 68 икон из богатейшей музейной коллекции древнерусской живописи. Экспозиция знакомит с тремя удивительно яркими храмами-памятниками, находящимися в основной экспозиционной зоне музея и представляющими каждый свою эпоху: XVI век — церковь Воскрешения Лазаря из
Успенского Муромского монастыря (древнейший храм на территории Карелии), XVII век — часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро, XVIII век — церковь Спаса Преображения, архитектурный шедевр на острове Кижи. Все они срублены из дерева — традиционного для Карелии строительного материала, и каждый из них является определенной вехой в истории православия Обонежья. Устроители выставки отметили, что привезли в Москву самые ранние иконы деисусного чина, которые датируются первой половиной XVI века. К раритетам коллекции относятся шесть небольших икон из церкви Воскрешения Лазаря, написанных в традициях новгородской школы и датируемых первой половиной XVI века. Гордость собрания составляют иконы местных писем, обладающие яркой индивидуальностью, — это иконы из часовни Архангела Михаила деревни Леликозеро, среди которых есть подписные, и иконы из Водлозерско-Ильинской церкви (середина XVII века), выполненные дьячком Игнатием Пантелеевым, чьи работы принадлежат к лучшим обонежским иконам.
Основная идея выставки «Путь длиною в три столетия» — показать эволюцию интерьеров и убранства северных храмов с XVI по XVIII века. Среди вех этого пути — простой интерьер маленькой клетской церквушки с привозными иконами, написанными в традициях новгородской школы иконописи; традиционный интерьер деревенской часовни, оформленный по заказу местных жителей заонежскими иконописцами; и грандиозный по масштабности и продуманности иконографической программы внутреннего убранства погостский храм.
Интересным для посетителей должен стать раздел, посвященный истории Кижского прихода с XVI века до наших дней. В XIX веке в состав прихода, кроме главных храмов — Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы — входили еще 10 церквей, часть которых располагалась на территории нынешнего Кондопожского района Карелии, а другая часть — на территории Заонежья. В советское время жизнь в этих храмах приостановилась, последняя литургия прошла в Покровской церкви в 1937 году. В 1993 году по инициативе местных жителей приход на острове Кижи был восстановлен.
Как подчеркивалось на пресс-конференции, особую тревогу сотрудники музея испытывают за сохранность всего этого деревянного богатства. За три века срубленная без единого гвоздя Преображенская церковь обветшала и в 1980-м году была закрыта для посетителей. По словам заместителя директора музея по реставрации Николая Попова, сегодня она держится только на металлическом каркасе, который одновременно используется для монтажа реставрационного оборудования. Он рассказал, что весь процесс реставрации должен завершиться к 2014 году. В настоящее время уже утвержден разработанный ранее проект реставрации и начата заготовка древесины. Николай Попов подчеркнул, что «Преображенскую церковь разбирать и собирать не будут». В основе уникального проекта реставрации единственной в мире деревянной двадцатидвухглавой церкви высотой 37 метров лежит метод лифтинга, который предусматривает реставрацию или полную замену изношенных бревен без разборки самого сруба. Каждое бревно специалисты подвергнут тщательному анализу, и если выяснится, что оно сильно повреждено и реставрации не подлежит, то его заменят на новое — с учетом плотности, смолистости и других важных для дерева показателей. Такой подход, по словам Николая Попова, «позволит максимально сохранить подлинность памятника и избежать применения металлического крепежа».
Музей «Кижи» сегодня — это около 10 тысяч гектаров территории, на которой находится около 50 археологических памятников от каменного века до средневековья и более 10 исторических поселений Кижской волости. В Москву из Кижей привезена только маленькая толика древних сокровищ, ознакомиться с которыми можно до 30 ноября, посетив музей Храма Христа Спасителя.
По материалам
информационных агентств

Следующая статья...»

№ 24(349) декабрь


№ 3 (352) февраль 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007



№ 21(370) ноябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007



№ 4 (353) февраль 2007


№ 24(349) декабрь





№ 20(345)октябрь




№ 13-14 (336) июль 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика