№ 8(381) апрель 2008 / Дискуссии

Следующая статья...»

Здоровье — Божий дар

В современной медицине используются самые передовые научно-технические разработки. Но по-прежнему очень многое зависит от личности врача, а одним из главных признаков врачебного профессионализма является умение сострадать, быть милосердным и самоотверженным. Именно от этих качеств медицинского работника порой зависит жизнь и здоровье людей. В этом номере мы беседуем с терапевтом-гастроэнтерологом Людмилой Ельцовой.

— Людмила Владимировна, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать православный врач?

— В моем понимании православный врач — это верующий человек с медицинским образованием, а главное качество верующего человека — это милосердие. Православный врач в идеале должен относиться к своему пациенту как к своему близкому, родному человеку. Речь идет не о том, чтобы стараться не делать пациенту какое-то зло или относится к нему внимательно. Этого недостаточно. Надо относиться так, как если бы речь шла о твоем ребенке, твоей матери или отце, сестре или брате. Это очень трудно! Потому что даже близкий человек может раздражать, вызывать какие-то неприятные чувства и эмоции, — что уж там говорить о каком-то постороннем человеке! Бывают, конечно, доктора, которые без особых внутренних усилий ко всем ровно и хорошо относятся. Но большинство из нас люди страстные и поэтому, я уверена, что для большинства медиков это настоящий подвиг.

— Сегодня часто можно встретить православных, которые считают, что обращаться к врачам в случае болезни не нужно, и целиком полагаются при этом на Божью помощь.

— Многие люди, не получившие ожидаемого облегчения от своих болезней и нередко озлобленные на медиков, находят утешение в Церкви. И тут у них возникает такое искушение — не лечиться. Я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда я назначаю пациенту лечение, а он не выполняет мои рекомендации. На мой взгляд, такой отказ от лечения основывается на ложном чувстве, что Господь непременно должен исцелить каким-то чудом. Человек ищет исцеления, но сам не хочет прикладывать к этому никаких усилий. Ведь лечение зачастую бывает длительным, тяжелым и требует от больного всех его сил. При этом, конечно, нужно уповать на Бога, молиться и быть благодарным. Но просто перекладывать все на Бога — это неправильно.

— В последнее время стали очень популярны биологические добавки. Что это такое и как к ним относиться?

— Излишнее увлечение биологическими добавками — это страшная проблема. Люди с тяжелейшими хроническими заболеваниями, с патологиями, уже приведшими их к инвалидности, с болезнями, требующими постоянной терапии большого объема, бросают отлаженные схемы лечения, покупают биологически активные добавки, начинают лечиться только ими и в результате попадают с обострением в больницу. Хорошо, если человек после этого приходит к осознанию своей ошибки, но зачастую он считает, что это именно врачи довели его до такого состояния, что даже эти прекрасные лекарства ему не помогли.

Биологически активные добавки — это продукт, изготовленный в основном из растительного сырья и заведомо ложно выдаваемый за медицинский препарат. Между тем он является тем, чем он является — добавкой к пище. На этот обман идут аптекарские сети, фармакологические предприятия, а иногда и сами врачи. Происходит подмена понятий — когда некий безвредный препарат, содержащий, возможно, те или иные полезные вещества, выдается рекламой за целительную панацею, причем рекомендуется принимать только его, а от остальных препаратов отказаться. Биологически активные добавки не являются лекарствами, это в лучшем случае общеукрепляющие средства, но выдаются они именно за чудодейственные лекарственные препараты. К сожалению, находятся недобросовестные врачи, которые назначают своим пациентам эти препараты. Для чего они это делают? Как правило, фирма, которая производит биологические добавки, заключает с врачом коммерческий договор, и он получает определенный денежный процент с каждого такого пациента. Имея прямую материальную заинтересованность, врач может начать выписывать эти препараты всем подряд, будучи уверен, что они никому не навредят. Тяжело больной человек часто бывает измучен необходимостью принимать множество лекарств, которые ему прописывают специалисты, и когда ему дают ложную надежду на скорое исцеление, он охотно ищет утешения в этих широко рекламируемых препаратах.

— Как врач-гастроэнтеролог, что бы вы посоветовали постящимся?

— Здесь существует серьезная проблема. Духовная польза поста неоспорима, в то время как физическая — под большим вопросом. Для подавляющего большинства людей пост в физическом плане вреден. В период поста мы начинаем питаться в непривычном ритме: выбор постных продуктов у нас очень мал, специально готовить какие-то постные изыски нам некогда, поэтому едим мы обычно уже поздним вечером. И чем мы обычно питаемся в пост? Картошкой, макаронами, хлебом, чаем, соком. Конечно, для организма это не очень полезно, потому что при правильном питании белки, жиры и углеводы должны быть сбалансированы. Все это нисколько не умаляет духовную пользу поста. Но пост — это самоограничение, а не целенаправленное «убийство плоти». Поэтому больной человек, прежде чем приступить к посту, обязательно должен донести до своего духовника мнение лечащего врача и обсудить меру своего поста. Духовник, приняв во внимание мнение врача и опираясь на свой духовный опыт, благословит или не благословит человека на пост.

— В православной среде существуют разные мнения о пользе и вреде вакцинации. Что вы думаете по этому поводу?

— Человечеству удалось создать вакцины против таких тяжелейших заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, столбняк и многие другие. Вакцины, конечно, в какой-то мере опасны, но эти заболевания почти стопроцентно ведут к тяжелой инвалидности или к смерти. Поэтому я, как мать двоих детей, считаю, что нужно вакцинировать ребенка по установленному государственному стандарту, если нет противопоказаний общего плана. Прививку от туберкулеза, полиомиелита, столбняка своим детям я делаю и считаю, что поступаю правильно.

— Сейчас появляется множество книг, в которых говорится о «православной медицине». Как вы к ним относитесь?

— К такого рода литературе я отношусь с настороженностью. Допускаю, что в них есть полезные советы, особенно, если это касается траволечения. Но параллельно с этим выходят в свет книги, на страницах которых абсолютно некомпетентные люди без медицинского образования, обладающие просто, как им кажется, большим житейским опытом, дают рекомендации общего плана. Читатель сам не может разобраться, насколько тот или иной совет адекватен. По моему мнению, это опасно, более того — это может быть смертельно опасно.

— Что вы можете сказать о связи между здоровьем физическим и духовным?

— Общаясь с тяжелыми больными, нередко сталкиваешься с тем, что они  говорят: «Где же Бог? Почему он мне не помогает в моих ужасных страданиях?» На это очень сложно что-то ответить. Кто может взять на себя смелость указывать страдающему человеку на метафизический смысл его мучений? Мне вспоминается один случай. У меня была пациентка — пожилая женщина, тяжело больная, брошенная своими близкими. Каждый прием давался мне с большим трудом, так как вела она себя зачастую просто агрессивно. И  вот однажды, придя к ней домой по вызову, я ее просто не узнала — это был абсолютно другой человек. Я увидела на стене плакат с изображением нашего храма, и в ответ на мои расспросы женщина рассказала, что ее посетил священник нашего храма, она исповедалась и причастилась. И я была свидетелем этого чуда — абсолютного духовного изменения человека, несмотря на все его продолжающиеся телесные страдания.

Вспоминается выражение преподобного Нила Синайского: «Прежде лекарств прибегай к молитве». Не отвергая труд врачей, лечения, лекарственных средств, на первое место он ставит духовное. И вот я сама стала свидетелем того, что для здоровья телесного чрезвычайно важен мир в душе.

Беседовала Мария Виноградова

Следующая статья...»

№ 7 (284) апрель 2004


№ 10 (287) май 2004


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 20 (321) октябрь 2005


№ 24(325) декабрь 2005


№ 4 (329) февраль 2006


№ 9 (334) май 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 22 (347) ноябрь


№ 4 (353) февраль 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 7 (356) апрель 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 3(376) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008
Здоровье — Божий дар


№ 12(385) июнь 2008


№ 9 (358) май 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 10 (287) май 2004



№ 7 (284) апрель 2004





№ 3 (256) февраль 2003 года.

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика