№ 20(369) октябрь 2007 / Образование

Следующая статья...»

Теология. Еще раз о европейском опыте

Вопрос об опасности клерикализации страны был поставлен в известном письме десяти российских академиков Президенту. В доказательство они привели, в частности, введение курса «Основ православной культуры» в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, а также перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признание государством дипломов духовных школ. Несостоятельность этой позиции уже не раз отмечалась как представителями Церкви, так и самого научного сообщества России (см. ЦВ,№ 15-16, 2007).

В октябре один из ведущих центров богословского образования России — Свято-Тихоновский гуманитарный университет предложил продолжить дискуссию и пригласил в Россию авторитетных богословов, преподающих в государственных и частных вузах ряда европейских стран. Очевидно, что быть объективным в этом вопросе можно лишь в том случае, если непредвзято изучить исторический опыт России и опыт других стран.

С этой целью в агентстве «РИА Новости» состоялся круглый стол «Теология в светских государствах Европы — информация из первых рук». В его работе приняли участие представители Германии, Ирландии, Болгарии, которые рассказали о статусе светского и духовного теологического образования в этих странах, а также российские ученые С.Г. Зубанова, доктор исторических наук, профессор кафедры теологии РГСУ, и И.П. Рязанцев, доктор экономических наук, декан социологического факультета ПСТГУ, зам. декана социологического факультета МГУ. Вел пресс-конференцию заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО(У) Владимир Легойда.

Первым был затронут вопрос о «ненаучности» богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти». Этот тезис вызвал достаточно резкую реакцию гостей. «Трудно поверить, что такое письмо написали ученые», — заметил профессор Вальтер Ойлер, директор Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По его словам, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими.

Из этого вытекает и естественное признание государством дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В настоящее время российское государство не признает эти дипломы, то есть семинарист, проучившийся пять лет по церковным программам, это человек без высшего образования. В Германии духовные школы приравниваются к  светским вузам — их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщил профессор К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских вузах, а их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов. С другой стороны, после окончания светского теологического факультета можно получить сан. В Болгарии теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что духовные семинарии и академии в России — то есть готовит священнослужителей.

Теология должна присутствовать в системе высшего образования в разных формах, убежден профессор теологии Брендан Лихи (колледж св. Патрика и Национальный университет Ирландии, Мэйнут): факультеты в университетах, межфакультетские и межуниверситетские кафедры, самостоятельные исследовательские центры.

«Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества, и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования», — заключил профессор факультета истории Софийского университета Ангел Николов (Болгария).

Отдельно остановились на преподавании «Основ православной культуры» в школе. Опыт Англии предусматривает возможность для любой религиозной организации вести преподавание в школе на основе соответствующего религиозного мировоззрения, сообщил проф. Брендан Лихи. Проф. К.-Х. Фельми заметил, что в Германии школы не подразделяются на конфессиональные и не конфессиональные, но при этом в школьную программу обязательно входит урок по религии. «Это очень важно, отсутствие такого урока чревато возникновением духовного вакуума, потому что в человеке живет потребность задавать эти вопросы: о смысле жизни, что есть добро и зло», — считает профессор Фельми. С недавнего времени началось преподавание курса по исламу в школе. Позиция государства такова, что оно следит за содержанием всех конфессиональных образовательных программ: «Государству важно знать, что на уроках по исламу одновременно не ведется подготовка террористов».

«Государственные требования к программам школ и вузов должны быть гибкими и сочетаться с возможностью дать людям следовать убеждениям», — считает А. Николов. В Болгарии предмет «Основы христианской религии», соответствующий нашему ОПК, является частью официальной школьной программы, но преподается факультативно по желанию родителей. Одновременно с этим есть предмет «Основы религии», обязательный для всех учащихся.

Состоявшийся на круглом столе обмен мнениями показал, что теологи из европейских стран считают позицию десяти академиков несостоятельной по всем пунктам. Во многих светских европейских государствах эти вопросы давно решены, и порой гораздо радикальнее, чем в России.

 

  Артем Погосов  

Следующая статья...»

№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика