Богословский форум в Минске
На Чтениях были представлены Московские, Киевские и Минские духовные школы, епархии Белорусского Экзархата, Жировичский Свято-Успенский монастырь, Белорусская Библейская комиссия, православные братства, Академия наук Беларуси, ведущие высшие учебные заведения и крупные библиотеки. Среди участников были исследователи из Минска, Белостока, Киева, Воронежа, Гродно, а также ученые, активно сотрудничающие с белорусским представительством Церковно-научного центра “Православная энциклопедия”.
Приветствуя участников и организаторов Чтений, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, сказал: “Большая часть предыдущих Чтений была посвящена вопросам истории. И мне кажется уместным подчеркнуть, что за десять лет, которые миновали со времени празднования 200-летия Минской епархии в 1992 году, наша историческая наука совершила настоящий прорыв в деле изучения и обнародования правды о жизни Святой Церкви в землях Великой, Белой и Малой Руси...
Подвиг открытия исторической истины труден, путь исследователя исполнен множеством искушений и препятствий. Но он также полон и удивительных открытий, и великих чудес.
История Церкви — это история ее святых, явленных и не явленных, известных всему миру, а также в скромности своей ведомых одному лишь Богу. И феномен церковной исторической науки заключается в том, что святые угодники Божии, подвижники веры и благочестия сами идут навстречу исследователю их житий и трудов, времени их исторического бытия и обстоятельств совершения их жизненного подвига... Из истории Минских епархиальных чтений мы можем привести примеры плодов такого молитвенного соработничества наших современников с далекими единоверными предками. Образы Могилевского святителя Георгия (Конисского) и митрополита Иосифа (Семашко), благоверного князя Константина Острожского и архимандрита Виленского Леонтия (Карповича), архиепископов Виктора (Садковского) и Афанасия (Мартоса) и сонма иных трудников нивы Христовой просветились сквозь толщу времен и сияют ныне на небосклоне истории Белой Руси, во многом благодаря трудам современных подвижников христолюбивой исторической науки.
Так и нынешние торжества 210-летия Минской епархии мы понимаем как скромное предложение плодов наших совместных усилий в сокровищницу Святого Православия на Белой Руси.
Не без надежды смотрим мы и в будущее нашей научной исторической деятельности. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Русской Православной Церкви создан Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, поставивший целью издание одноименного 25-томного труда. Белорусское представительство этого Центра за пять лет своего бытия обрело репутацию достаточно авторитетного по самым высоким научным меркам учреждения, и хорошо знакомо, наверное, каждому из присутствующих. Наше представительство Центра “Православная энциклопедия” наряду с Минскими духовными академией и семинарией становится твердым основанием для дальнейших фундаментальных и прикладных церковно-исторических исследований в Беларуси.
Наконец, в этот торжественный час позвольте мне отдать долг благодарной памяти простому народу, сохранившему свою православную душу в искренней простоте веры и в твердом мужестве исповедания. Несколько столетий жестоких гонений и огненных испытаний, попущенных Господом Православной Церкви на белорусской земле, так и не сломили православного народного духа.
Вслушаемся в слова одного их архиереев Матери-Церкви: “На всей Руси никакая благочестивая церковь не претерпела столько презрения, ругательства, насилия, обид, как Церковь Белорусская. Ее жертвенники, ее алтари, ее святое — кровавыми орошены слезами”. Это сказано епископом Анастасием (Братановским) в начале XIX века о миновавших к тому времени столетиях. С какой устрашающей точностью отражает это свидетельство события начала и середины века двадцатого!
Но дух Православия возрождается в народе из века в век, из года в год. И в наши дни, испытывая, по словам одного мыслителя, “гонение равнодушием”, Дух Божий не перестает обильно плодоносить в сердцах и сильных мира сего, и “люда посполитого”, которые открываются навстречу Ему, — каждое в свое время”.
|