№ 8 (333) апрель 2006 / Православный мир

Следующая статья...»

Просите мира Иерусалиму!

В Великую субботу, 22 апреля, православный мир с благоговением будет ожидать чуда схождения Благодатного огня. Четыре года подряд делегация Фонда Андрея Первозванного во главе с архиереем Русской Православной Церкви и председателем Попечительского совета Фонда, кавалером ордена Гроба Господня Владимиром Якуниным доставляет Благодатный огонь из иерусалимского храма Гроба Господня в Москву к Пасхальному богослужению в Храме Христа Спасителя.

В этом году отмечается  900-летие хождения игумена Даниила во Святую Землю. Девять веков назад была поставлена и первая лампада на Гроб Господень «от всей Русской земли».

Однако сегодня молитвы православных христиан о схождении Благодатного огня соединяются с молитвой о даровании мира народам и общинам на Святой Земле. В Великую субботу четвертый год подряд по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и по инициативе Фонда Андрея Первозванного будет проведена миротворческая программа «Просите мира Иерусалиму».

Сегодня Святая Земля оскверняется насилием и террором, арабо-израильский конфликт вызывает жестокое кровопролитие, гибель мирных жителей, многим православным святыням грозит опасность разрушения. Постоянно ухудшается и положение христианских общин на Святой Земле. Так, неделю назад был жестоко избит 76-летний монах Иерусалимского Патриархата.

В последние годы лидеры христианских общин Святой Земли с тревогой говорят о постоянном оттоке христианского населения из палестинских земель из-за роста насилия и антихристианских настроений. Сегодня численность христианской общины на палестинских территориях составляет около 1,5% населения (50 тысяч человек), на израильских территориях — 2% (100 тысяч человек). Между тем в начале прошлого века христиане составляли около 20% населения Святой Земли, а в VII веке, после появления здесь ислама, составляли абсолютное большинство.

«Если дело так пойдет и дальше, то храм Гроба Господня и церковь Рождества Христова в Вифлееме превратятся в холодные пустые музеи», — говорит Самир Кумсих, руководитель единственной в Святой Земле христианской телевизионной сети «Аль-Махед».

Фонд Андрея Первозванного обращается к Предстоятелям Православных Поместных Церквей, всем православным христианам с призывом молиться об установлении мира и спокойствия на Святой Земле.

Впервые молитва об установлении мира на Святой Земле прошла в Великую субботу 26 апреля 2003 года. Тогда о мире в Иерусалиме молились православные России, Сербии и Албании, Японии и Сирии, Бельгии и Германии, Канады и Великобритании, Аргентины и США, Грузии, Румынии, Чехии, Словакии, Польши и других стран.

Почему именно Россия выступила с этим молитвенным призывом? Более тысячи лет паломников из России влечет к себе Святая Земля, где находятся важнейшие для каждого христианина святыни. Русские люди совершали паломничества в Палестину еще до Крещения Руси в 988 году. Однако первое письменное свидетельство о паломничестве оставил игумен Даниил, который совершил его в начале XII века. В этом году мы отмечаем 900-летие его хождения во Святую Землю, где русский игумен поставил лампаду на Гроб Господень «от всей Русской земли». В своем «Хожении», переведенном на многие языки мира, игумен Даниил подробно описал чудо cхождения Благодатного огня.

Долгие годы Россия была гарантом религиозных прав православного населения Востока. В 1847 году, желая поддержать православие в Святой Земле и помочь в духовном окормлении русских паломников, Святейший Синод Русской Православной Церкви и Министерство иностранных дел для укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами учредил в Иерусалиме Русскую духовную миссию. В 2007 году исполнится 160 лет учреждения Миссии. В разные годы ее возглавляли архимандрит Порфирий (Успенский), епископ Кирилл (Наумов), архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Леонид (Сенцов), архимандрит Леонид (Лобачев), архимандрит Феодосий (Васнев). Расцвета своей деятельности Миссия достигла при Антонине (Капустине) (1865—1894 гг.). Архимандрит Антонин назван благодарными потомками «отцом Русской Палестины». За 29 лет начальник Русской духовной миссии приобрел для Русской Православной Церкви 13 участков земли, общей площадью до 425 тысяч кв. метров и стоимостью до миллиона рублей золотом по тому времени. При его содействии были открыты православные школы для местного населения. Через Русскую духовную миссию из России шли значительные пожертвования для укрепления православия в Святой Земле.

Неоднократно в деятельности Миссии возникали перерывы. Первый раз причиной этого стала Крымская (Восточная) война 1853—1856 годов, получившая также название «Война за Святые места Палестины». Поводом к этой войне послужил вспыхнувший в 1850 году конфликт из-за христианских святынь Иерусалима и Вифлеема между папой Римским Пием IX и Францией, с одной стороны, и православным духовенством Иерусалимской Церкви и Россией, с другой. Начатый Францией двухлетний спор с Россией о Святых местах закончился тем, что в январе 1853 года ключи от Вифлеемского храма Рождества Христова, находившегося во владении Иерусалимской и Армяно-Григорианской Церквей, под давлением Парижа были переданы османскими властями Палестины католикам.

Таким образом, отстаиваемое Россией право покровительствовать православию на Святой Земле, являвшейся частью Османской империи, было демонстративно попрано. Территории же России, особенно Севастополь — колыбель русского православия, место проповеди апостола Андрея Первозванного и крещения равноапостольного князя Владимира — подверглись нападению европейских христианских держав в союзе с мусульманской Османской империей. Главным итогом Крымской кампании, оплаченным кровью русских солдат, стало сохранение преимущественных прав Иерусалимской Православной Церкви в Палестине и закрепление статус-кво Святых мест.

Деятельность Русской духовной миссии возобновилась в 1858 году. А в 1882 году по инициативе императора Александра III было учреждено Православное Палестинское общество, удостоенное в 1889 году звания Императорского. Возглавил его брат императора великий князь Сергей Александрович. После трагической гибели Сергея Александровича в 1905 году председателем Общества стала его вдова великая княгиня Елизавета Федоровна.

Стараниями Императорского православного Палестинского общества (ИППО) и Русской духовной миссии путешествия в Святую Землю в конце ХIХ — начале ХХ века стали доступны любому верующему человеку, независимо от его социального положения и материального достатка. При великом князе Сергее Александровиче на Святой Земле были открыты Назаретская духовная семинария, несколько школ, построены храмы, среди которых церковь св. Марии Магдалины, прп. Александра Невского, прп. Сергия Радонежского. К началу Первой мировой войны на тридцати семи участках Русской духовной миссии было расположено восемь храмов, несколько молитвенных домов, две женских обители и монашеская община, здания для паломников и другие постройки. В 1914 году, с вступлением в мировую войну Османской империи, члены и сотрудники Русской духовной миссии и Генерального консульства вынуждены были покинуть Иерусалим со всем персоналом русских учреждений и паломниками различных вероисповеданий.

Духовная связь России со Святой Землей сохранялась в ХХ веке, но две мировые войны, революционные потрясения 1917 года, Гражданская война оказали большое влияние на судьбу Русской Палестины. Началась утрата принадлежавших России земель и недвижимости. Лишь в 1948 году, после создания Государства Израиль, Русская Православная Церковь возобновила свое управление той частью владений Миссии, которая находилась на территории Израиля. В 1964 году большая часть земельных участков и недвижимости Русской духовной миссии была продана советским правительством Израилю в результате печально знаменитой «апельсиновой сделки» Н.С. Хрущева.

1090-е годы ознаменовались возвращением России на Святую Землю. В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Вновь обретает смысл понятие «Русская Палестина», увеличивается поток паломников из России. Решается вопрос об открытии представительства Императорского православного Палестинского общества в Иерусалиме. Возобновлены работы по строительству храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Горненском монастыре. Этот храм был заложен в начале XX века, но не достроен из-за начавшейся Первой мировой войны. Строительство храма, ведущееся при патронаже Патриарха Московского и всея Руси Алексия и участии Фонда Андрея Первозванного, в ближайшее время будет завершено. Храм русского Горненского монастыря станет символом возвращения России на Святую Землю.

Вместе с тем, не может не вызывать скорбь судьба великих христианских святынь, оказавшихся в центре палестино-израильского конфликта. В минуты наивысшей опасности православные христиане всегда объединялись в единой молитве, прося у Господа помощи в водворении мира на земле и согласия в душах людей. «Если двое из вас согласятся на Земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного», — говорит Господь (Мф. 18, 19—20).

Братья и сестры, просите мира Иерусалиму!

 

Следующая статья...»

№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008



№ 10 (383) май 2008




№ 5(378) март 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 4 (353) февраль 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика