№ 7 (284) апрель 2004 / Святость

Следующая статья...»

Новый костромской святой

25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия совершилась канонизация в лике местночтимых святых Костромской епархии преподобного Тимона, пустынножителя и строителя Никольской Надеевской пустыни, ученика и духовного друга преподобного Серафима Саровского.

Иеромонах Тимон, в миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона Феодора и его супруги Анисии. С детства, по свидетельству близких, Тихон отличался любовью к уединению, его часто замечали молящимся. Под руководством отца Тихон рано освоил грамоту и нотное пение. В семилетнем возрасте он был принят в Нижегородское духовное училище, и после шести лет учебы в числе лучших учеников определен в Духовную семинарию. Тихон прекрасно учился, отличался благонравным поведением и твердостью характера, его любимым предметом было Священное Писание.

Во время каникул Тихон совершал паломнические поездки по монастырям. В одном из них он услышал однажды пророческие слова старца-иеромонаха, который сказал ему: «Видно, брат, ты будешь в монастыре и удостоишься звания монашеского». Эти слова глубоко запали в душу благочестивого юноши.

По окончании семинарии, несмотря на стремление к монашеской жизни, Тихон, послушный воле родителей, остается в их доме и ухаживает за больным отцом. Вскоре он вступает в брак с дочерью священнослужителя одного из балахнинских храмов Евдокией, рукополагается в сан диакона и определяется на родительское место.

Два года отец Тихон благоговейно исполнял обязанности священнослужителя, в семейной жизни являя пример доброго хозяина и любящего мужа. Однако вскоре его постигает большое горе — в расцвете сил умирает его молодая жена. Ища утешения, отец Тихон отправляется в паломничество по святым местам, едет в Киев и Москву. Вскоре он снова оказывается в Саровской пустыни, которую посещал еще в юные годы и со старцами которой состоял в переписке. Во время этой поездки в Саров отец Тихон встречается с преподобным Серафимом. Святой принял его, долго беседовал с ним и воспламенил его сердце, утвердив в решимости ради любви Божией и вечного спасения оставить мир и принять монашеский постриг.

Около 1800 года диакон Тихон был принят в число братии Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и пострижен в рясофор с именем в честь святого мученика Троадия Неокесарийского. Три года отец Троадий занимал должность эконома при архиерейской резиденции и, показав себя с самой лучшей стороны, был назначен строителем Богородице-Феодоровского монастыря в селе Городец, в стенах которого в 1263 году преставился ко Господу благоверный великий князь Александр Невский. Богородице-Феодоровская Городецкая обитель до иноземного нашествия в XIII веке являлась местом пребывания великой всероссийской святыни — Феодоровской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, главной святыни Костромской земли. В 1804 году отец Троадий был пострижен в мантию с именем Тимон — в честь святого апостола от семидесяти Тимона, одного из семи диаконов, о которых говорится в книге Деяний святых апостолов (Деян. 6, 5).

Во время своего управления обителью отец Тимон старался быть образцом для братии в молитве, воздержании и смирении, заботился о благоустроении монастыря и порядке в монастырском хозяйстве. Последнее стало причиной тяжелых испытаний для подвижника. Пытаясь отстоять интересы монастыря и через суд вернуть захваченные местными крестьянами владения, отец Тимон навлек на себя злостные и клеветнические нападки недоброжелатей.

В 1806 году по решению епархиальных властей отец Тимон был отстранен от должности строителя обители. Однако в 1811 году, с приходом на нижегородскую кафедру епископа Моисея (Близнецова-Платонова; 1770—1825), мудрого и опытного архипастыря, он был снова назначен на это послушание и в 1814 году рукоположен владыкой во пресвитерский сан. В должности строителя Богородице-Феодоровского монастыря иеромонах Тимон пробыл до 1818 года, пока по болезни не был от нее освобожден.

В 1820 году иеромонах Тимон был переведен в Высокогорский Вознесенский монастырь. Жизнь преподобного Тимона в этом монастыре проходила в почти полном уединении, в занятиях богомыслием и молитве, трудах по изучению  и переписыванию святоотеческих творений. Духовным другом и собеседником преподобного Тимона, советы которого подвижник высоко ценил, стал преподобный Антоний (Медведев; 1792—1877), бывший послушник Саровской обители, а позднее, в 1831—1877 годах, — архимандрит, наместник и знаменитый благоукраситель Троице-Сергиевой лавры, ныне прославляемый в лике местночтимых Радонежских святых.

Впервые в Никольской Надеевской пустыни Костромской епархии — месте своих будущих иноческих трудов — преподобный Тимон появился на пути своего паломничества в Соловки, которое он предпринял для приуготовления к подвигу отшельничества. Преподобный всей душой полюбил это место, твердо решив по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства. В этой решимости его укрепило чудесное явление Святителя Николая Чудотворца, который, по свидетельству самого преподобного Тимона, сказал ему: «Иди в мою древнюю Надееву пустынь, там ты обрящешь себе вечное спасение, и по смерти многотрудное тело твое там получит упокоение».

Получив благословение преподобного Серафима Саровского, к которому преподобный Тимон обратился за советом и назиданием, он весной 1825 года поселился в Надеевской пустыни. Саровский подвижник обратился к нему со словами, известными ныне всем почитателям памяти великого святого: «Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».

Никольская Надеевская пустынь была, согласно преданию, основана в 1239 году среди дремучих и непроходимых лесов, на месте явления чудотворной иконы Святителя Николая. Свое наименование пустынь получила от названия речки Деи, левого притока реки Нёмды, близ которой она была построена. Надеевская — значит «на Дее». В 1532 году обитель подверглась ограблению и разорению казанскими татарами, после чего была восстановлена на новом месте, в трех верстах от прежнего. С 1724 года Надеевская пустынь стала приписной к костромскому Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю, а с 1816 года — к Троицкой Кривоезерской пустыни. Братия Надеевской обители была крайне немногочисленна — всего 2—3 человека, которые содержались собственным земледельческим трудом и собиранием в летнее время ягод и грибов.

По прибытии в Надеевскую пустынь иеромонах Тимон, совершив Божественную литургию в Никольском храме и усердно помолившись перед чудотворным образом Святителя Николая, избрал себе место для уединенного подвижничества — в десяти верстах от обители, в землянке, которую он сам себе выкопал. Дни и ночи проводил преподобный в посте, молитве и богомыслии.

По прошествии семи лет пустынного безмолвия Господь через Свое чудесное явление призвал преподобного к новому подвигу — воссозданию монашеской жизни в Надеевской пустыни. Приступая к трудам, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца, преподобного Серафима. В апреле 1832 году убеленный сединами подвижник пешком, преодолев немалые дорожные трудности, пришел в Саров. После беседы, которая длилась между подвижниками всю ночь, преподобный Серафим, провожая своего ученика из келии, сказал: «Господь да благословит тебя и твой путь, дорогой мой отец Тимон. Прости! Я несомненно верую, что мы с тобой увидимся в вечности. Ради Бога, будь тверд в вере, не ослабевай в трудах своих и храни устав по правилам святых отец».

Вскоре молитвой и трудами старца Тимона Надеевская обитель, имевшая древнюю и духовно богатую историю, но пришедшая в скорбное запустение, была возрождена. Попечением преподобного Тимона в обители был возведен каменный Успенский храм, а сам преподобный стал образцом подвижнической жизни не только для монастырской братии, но и для множества паломников. Господь наделил его благодатными дарами прозорливости, чудотворений и исцелений. Записи о многих чудесах, происшедших по молитвам преподобного, были сделаны современниками и дошли до наших дней. Духовная беседа старца, по свидетельству его жизнеописателя начала XX века, «согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту».

Пройдя долгий путь благочестивой подвижнической жизни, старец Тимон преставился ко Господу в 1840 году, достигнув 74-летнего возраста — в срок, предсказанный ему преподобным Серафимом.

Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений.

По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых, совершилось причисление преподобного Тимона Надеевского к лику местночтимых святых Костромской епархии.

Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь. В чине прославления преподобного Тимона принимали участие многочисленные предствители духовенства Костромской епархии при большом стечении верующих.

Знаменательно, что это торжественное событие произошло в год, когда Русская Православная Церковь отмечает 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, духовного друга и наставника новопрославленного костромского святого.

Древняя костромская земля обрела в лице преподобного Тимона нового молитвенника, предстателя и заступника перед Престолом Божиим. Пример его святой жизни, безусловно, послужит к назиданию нынешнего и будущих поколений о том, как подобает хранить веру Христову и любить Господа. Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна».

Следующая статья...»

№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 19(272) октябрь 2003


№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 3 (280) январь 2004


№ 5 (282) март 2004


№ 7 (284) апрель 2004
Новый костромской святой


№ 9 (286) май 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 3 (328) февраль 2006


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 3 (280) январь 2004





№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 14-15 (243-244) август 2002


№ 12-13 (241-242) июнь 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика