Письмо в редакцию
В заявлениях епископа Василия и в письмах его сторонников настойчиво повторяется одно и то же ложное утверждение: новые иммигранты из России хотят разрушить особый строй церковной жизни, который сложился в Сурожской епархии при митрополите Антонии, и навязать «окультуренным», по выражению владыки Василия, эмигрантам и обращенным британцам некий этнический вариант Русского Православия. Цитирую вл. Василия: «Епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании».
В письме Патриарху вл. Василий подчеркивает, что причиной его решения о переходе в Константинопольскую юрисдикцию является не частная конфликтная ситуация в Лондонском приходе, но «системные», то есть фундаментальные, противоречия между Московской Патриархией и Сурожской епархией.
Русская Православная Церковь поддерживает традиции митрополита Антония по созданию многонациональных и миссионерских общин за рубежом. В ответном письме епископу Василию Патриарх подтвердил свое понимание Сурожской епархии именно как многонациональной и отметил, что культурные различия не могут быть причиной для выхода епархии из состава Русской Православной Церкви.
Конфликт, возникший в Лондонском соборе, нуждается в уврачевании: пастырь должен позаботиться обо всем своем стаде, а не изгонять из него ту часть, которая ему неугодна. Тем более, что эта часть, по признанию самого вл. Василия, составляет ныне 95% процентов от общего числа прихожан. Нет оснований утверждать, что с притоком большого количества новых иммигрантов из России и других стран бывшего СССР исключается возможность создания многонациональных приходов. Я могу засвидетельствовать, что русскоязычная часть Лондонского прихода единодушна в своих добрых чувствах по отношению к англоязычным братьям и сестрам и не видит препятствий к совместным богослужениям и молитве. Культурные противоречия, которые неизбежно возникают при диспропорции в многонациональном составе епархии, могут быть уврачеваны как путем совместных молитв и братского диалога любви, так и путем создания разных приходов и благочиний — как монокультурных, так и поликультурных. Сам вл. Василий еще совсем недавно был настроен оптимистично и даже получил от Патриарха благословение на строительство нового храма для русских.
Что касается диалога, то здесь, на мой взгляд, было сделано крайне мало усилий. Вл. Василий провел только одну беседу с прихожанами сразу после своего назначения на кафедру. Он не обращался к своей пастве с открытыми письмами, как это делает теперь, обращаясь только к своим сторонникам. Много свидетельств и признаков того, что он планировал свою акцию задолго и лишь выбирал удобный момент. Предметом его заботы были старые русские, которых он даже посещал на дому, чтобы убедить их в необходимости разрыва с Москвой, и брал с них слово о неразглашении сути бесед. Ему нужно было выстроить картину противостояния новой иммиграции сурожским традициям, Русской Православной Церкви и епархии митрополита Антония.
Вопреки ожиданиям епископа, разделение прошло не по культурному признаку. Против раскола, в поддержку Московской Патриархии выступили не только новые иммигранты но и многие англичане, а также и те, кто приехал в Лондон 15—25 лет назад, чада митрополита Антония. Разрыв поддержала небольшая, но сплоченная и хорошо организованная группа англичан и некоторые новые иммигранты — те, кто питал неприязнь к Русской Церкви еще на родине.
Раба Божия Мария
(в Сурожской епархии с 1995 г.)
|